Однажды выдающийся польский режиссёр Анджей Вайда прибыл в московский театр «Современник» для того, посмотреть спектакль «На дне» по Максиму Горькому. В этой постановке роль интеллигентного босяка Константина Сатина потрясающе играл Евгений Евстигнеев. Знаменитый монолог «Человек – это звучит гордо» он произносил не пафосно, как это было принято во многих театрах страны и мира, а очень спокойно, без надрыва, да ещё и с папиросой во рту. В результате чего хрестоматийный текст звучал весьма убедительно и производил грандиозное впечатление.

Одно было плохо в блестящей игре Евстигнеева – он обладал плохой памятью, иногда забывал текст прямо во время спектакля и поэтому сокращал длинный монолог Сатина. Главный режиссёр «Современника» Галина Волчек подошла к забывчивому артисту и строго ему сказала: – Женя! Завтра приедет Вайда. Выучи заново монолог, а то будет безумно стыдно...

На следующий день на спектакле всё шло хорошо. До монолога Сатина. Начало душевной речи обитателя ночлежки, босяка, в котором вдруг пробудилось новое общественное сознание, было великолепным. Но как только актёр произнёс слова: – Человек – это ты, я, они... его заклинило. И он замолчал. Повисла страшная пауза. Евстигнеев от волнения окончательно забыл оставшиеся слова. Спустя некоторое время, кажущееся вечностью, он смог произнести лишь ключевую фразу: «Человек – это звучит гордо!» – после чего затянулся цигаркой и в сердцах сплюнул...

Понедельник, 11 декабря 2023 15:32

За чей счёт банкет?

Эта история произошла в 60-е годы прошлого столетия. Ленинградский Театр эстрады Аркадия Райкина гастролировал в Англии. Британская вещательная корпорация «BBC» («Би-би-си») пригласила советских артистов сниматься на телевидении. Наши с радостью согласились. Часть миниатюр актёры вызубрили по-английски, а другие эстрадные репризы сопровождал переводчик, остроумно введённый Райкиным в сценарий спектакля. График съёмок был очень плотным, а в середине рабочего дня предоставлялся один перерыв на обед.

Причём обедать, по единогласному решению, все ездили в гостиницу. Англичане думали, что советские артисты питались в гостиничном ресторане, но на самом деле наши просто экономили каждую валютную копеечку (точнее говоря пенни) – в те годы на выдаваемые зарубежные командировочные не сильно-то и разгуляться можно было. Поэтому все работники театра столовались у себя в номерах привезёнными из Союза консервами и прочими нескоропортящимися продуктами. А сэкономленную валюту берегли для покупки ценных вещей, подарков и сувениров. И вот однажды, в конце телевизионных съёмок, английский импресарио торжественно объявил: – Сегодня, господа, вы не поедете в гостиницу. Сегодня вы будете обедать здесь на «Би-би-си», в нашем ресторане!

Лица актёров вытянулись, возникла мёртвая тишина. Каждый стиснул в своём кармане скудные суточные, прикидывая в уме – хватит ли этих денег для оплаты обеда в ресторане крупнейшей британской теле-радио-вещательной корпорации. Увидев растерянные и окаменевшие физиономии, английский менеджер заволновался – он не понял причину грусти советских артистов, поэтому заверил их: – Не беспокойтесь, господа: это лучший ресторан с прекрасной кухней, здесь обедают все звёзды нашего искусства!

После этих слов о самом лучшем лондонском ресторане, в котором обедают исключительно звёзды, состояние труппы приблизилось к обморочному, и все взоры обратились в сторону руководителя театра – Аркадия Райкина. И мэтр принял волевое решение. Чтобы англичане не разобрали его слова он тихонько произнёс: – Чёрт с ними, с деньгами, позориться мы не будем! Заказывать всё самое лучшее и дорогое! Вперёд!

Понедельник, 11 декабря 2023 15:25

Где вы, православные?

Эта история будет в продолжение, так сказать, «православной» темы предыдущей заметки. Великий русский оперный режиссёр Борис Александрович Покровский (между прочим, внук московского священника) пришёл на работу в Большой театр, когда там царствовал главный дирижёр Николай Семёнович Голованов. Кстати, в молодые годы Голованов окончил Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда, а затем работал дирижёром Синодального хора.

Так вот, когда молодой режиссёр Борис Покровский впервые появился в Большом театре, опытный и прославленный дирижёр Николай Голованов сказал ему следующее: – Ну вот что, молодой, тебя никто из актёров и музыкантов всё равно слушать не будет, так что ты сиди тихонько в зале, если какие замечания у тебя возникнут – ты мне скажи, а я уж сам разберусь!

Началась репетиция масштабной оперы «Борис Годунов». На сцене присутствовала великая уйма народу: солисты, хористы и огромная массовка. Режиссёр Покровский понаблюдал из зрительного зала за происходящим, подошёл к дирижёру Голованову и тихонько произнёс ему на ухо: – Николай Семёнович, будьте любезны, скажите хористам, чтобы они слова «Православные, православные!» не в оркестровую яму пели, а в зал, причём дальним рядам, и руки пусть туда тянут!

Николай Голованов согласился с предложением Бориса Покровского, стукнул кулаком и заорал на хористов: – Какого чёрта вы в оркестр руки тянете? Где вы там православных-то увидели?!

Понедельник, 11 декабря 2023 15:21

Чрезвычайно набожный медведь

А вот вам старинная театральная байка, которая появилась давным-давно, ещё во времена Российской империи. Однажды один из столичных театров отправился на гастроли в некий провинциальный город. Ставился спектакль, который был посвящён русскому быту: глухая деревня, дикий девственный лес, река, поле, крестьяне, нравы и обычаи простой сельской жизни. Была в этой пьесе такая вот сцена: под звуки надвигающейся грозы из «леса» на сцену выходил, переваливаясь и косолапя, большой бурый медведь. Грозу озвучивал один из работников театра – он за кулисами бил молотком по листу жести. А медведя играл актёр третьего плана – престарелый неудачник, всё невезение которого происходило от его пагубного пристрастия к напиткам, которые были гораздо крепче чая.

И вот как раз перед самым первым выступлением в провинции этот ненадёжный артист сильно запил. Дабы спасти премьеру, по распоряжению режиссёра в ближайшей деревушке отыскали мужичка, который «умел ходить медведем», пообещали ему рубль и быстренько привезли его в город. Успели вовремя – ввели в театр за несколько минут до начала спектакля. На деревенского мужика напялили медвежью шкуру, объяснили ему задачу (выйти на сцену на четырёх лапах – походить – порычать – удалиться) и в нужный момент вытолкнули его на сцену. «Медведь» косолапил весьма натурально, двигался ещё естественнее, чем получалось у актёра-забулдыги. И вдруг рабочий за кулисами долбанул молотком по жестяному листу, имитируя гром...

Понедельник, 11 декабря 2023 15:19

Жуткое ограбление на улице Вожирар

Один ныне известный актёр, играя в молодые годы во французской пьесе, никак не мог произнести следующую фразу: «Вчера на улице Вожирар я ограбил банк!»… Вот это вот название знаменитой парижской улицы Вожирар у него ну-у никак не получалось! То ВожиЛар у него выходило, то Выжирал проскакивало ко всеобщему веселью. Даже на генеральной репетиции он не смог выговорить это проклятое слово!

На премьере перед этой фразой все артисты замерли, главреж насупил брови, его помощники сузили глаза, даже закулисные работники затаили дыхание. Наш герой, лихой грабитель банков, сконцентрировался, поднатужился и произнёс: «Вчера на улице… ВО-ЖИ-РАР!..»

Фу-у-ух! Вся труппа облегчённо выдохнула. Счастливец радостно улыбнулся и громогласно закончил: «…я ограбил БАНЮ!»

Самым древним вулканом на нашей планете считается палеовулкан Гирвас в Карелии. Учёные полагают, что его возраст примерно 3 миллиарда лет.

 

Самый старый спящий вулкан расположен на юго-востоке Крыма и называется он Карадаг. Этот ровесник динозавров последний раз извергался около 150 млн. лет назад.

Самым старым действующим вулканом является итальянская Этна – она образовалась на восточном побережье Сицилии 500 000 лет назад. За всё время своего существования очень активная Этна извергалась около 200 раз.

Самый известный символ Армении, куда, согласно священным текстам, пристал Ноев ковчег – гора Арарат – тоже является потухшим вулканом. Этот горный массив состоит из двух конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Интересно, что геологический возраст старшего Большого Арарата – примерно 3,5 миллионов лет, а его «младшенького брата» Малого Арарата – значительно меньше: около 150 тысяч лет.

Понедельник, 04 декабря 2023 14:22

Акустическое кресло короля Жуана VI

Очень нравятся мне чрезвычайно пышные испанские, а также португальские имена. Чем древнее, богаче да знатнее род – тем длиннее имя. Вот взять, хотя бы, к примеру благородного сеньора по имени Жуан Мария Жозе Франсишку Шавьер де Паула Луиш Антониу Домингуш Рафаэл де Браганса. Красиво ведь!? Красиво! Не имя, а какое-то словесное круж-ж-жево, которому больш-ш-шое количество ш-ш-шипящих придаёт особый ш-ш-шарм и указывает на национальность. Так звали короля Жуана VI, который в начале XIX века правил Португалией, Бразилией и регионом Алгарве, расположенном на юго-западе Пиренейского полуострова.

Правление Жуана VI можно назвать провальным. При нём от королевства откололась самая большая и самая богатая его часть – Бразилия. Над королём в народе посмеивались, причём насмешки эти рождались в среде его политических противников. Он слыл человеком ленивым, глупым, неуклюжим и неопрятным, к тому же порабощённым своей сварливой женой. Ходили слухи, что Жуан VI был отвратительным обжорой, у которого в карманах старого штопанного сюртука всегда имелись запечённые цыплята – это чтобы вечно голодный монарх мог в любой момент перекусить. Впрочем, эти сплетни распускали вездесущие, всюду свой нос сующие и везде гадящие англичане – разные зловредные дипломаты и военные...

Я лично об этом никогда не задумывался. Предполагал, что Венесуэла – это такое красивое женское имя типа Мирабелла, Изабелла, Мариэлла или Консуэло, данное стране в честь любимой женщины какого-нибудь испанского первооткрывателя или конкистадора. Оказывается, горячие испанские парни действительно причастны к этому названию, но моя романтическая версия с женским именем неверна.

В 1499 году испанская экспедиция во главе с опытным мореплавателем Алонсо де Охеда подошла к северному побережью материка, который позже назовут Южной Америкой. Кстати, человек, причастный к появлению на картах мира аж двух континентов с названием Америка – флорентийский купец и мореплаватель Америго Веспуччи – тоже был в составе той экспедиции. На корабле Алонсо де Охеды он был штурманом.

Понедельник, 04 декабря 2023 13:57

Кто назвал Латинскую Америку латинской?

Американский политик Джеймс Дэнфорт Куэйл – 44-й вице-президент США в период правления Джорджа Буша-старшего, отличался косноязычием и глупейшими высказываниями. Его непродуманные публичные выступления часто имели неожиданный для оратора комический эффект. Из-за своих регулярных словесных ляпов Куэйл стал популярнейшей мишенью для насмешек в прессе. Его речь свидетельствовала об огромных пробелах в образовании и полном отсутствии базовых знаний. Вот один характерный пример. Однажды этот «цицерон» заявил: – Я жалею, что не изучал в школе латынь, чтобы свободно разговаривать в Латинской Америке.

Причём это была не шутка. Вице-президент ядерной супердержавы был уверен, что в Латинской Америке все поголовно разговаривают на латыни. Испанский и португальский языки? Нет, не слышал…

У нас каждый школяр знает, что Латинская Америка – это собирательное наименование американских стран и территорий, использующих в качестве официальных романские языки, прежде всего испанский, португальский и французский. Люди с профильным образованием, а также эрудиты тут могут добавить, что до середины XIX века во всём мире использовался термин Испанская Америка, который обозначал все испаноязычные территории южнее США. А теперь поднимите руки те, кто знает – кто именно и почему ввёл термин Латинская Америка вместо Испанской?...

Давайте вспомним бессмертные строки Александра Сергеевича Пушкина, выученные когда-то всеми нами назубок:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог…

Каждый любитель русской словесности, любой отличник и хорошист, а впрочем, даже и ленивый троечник знает, что с этих слов начинается первая глава романа в стихах «Евгений Онегин». Когда я в свои далёкие школьные годы впервые услышал нескладную фразу о дяде самых честных правил, то… совершенно её не понял. Как говорится, не врубился! Признаюсь честно: сначала я решил, что слово правил – это глагол. Причём, многозначительный глагол. Дескать, дядя исправлял, поправлял самых честных людей. Этакий литературный редактор или строгий цензор, который вносил исправления в тексты правдивых писателей и поэтов... А может быть, дядя был начальником и управлял, руководил неким порядочным, очень приличным коллективом? А что… ведь в те времена царь правил страной, а дядя правил честными людьми. Вариант глагола править в том смысле, что оттачивать лезвие чего-либо (ножа, пилы или косы) не подходил по причине полной абсурдности – как можно затачивать, острить живых людей?

Короче, помню, как сейчас – на том школьном уроке я был в полном замешательстве от заковыристости слов нашего великого классика. Мои одноклассники тоже были в некотором недоумении. Даже самые круглые отличницы. Учительница объяснила нам – что именно имел в виду Александр Сергеевич, вроде бы всем стало понятно, но всё равно на всю дальнейшую жизнь остался какой-то осадок от странности фразы про честного и правильного дядю, который не в шутку занемог. И только несколько дней назад мне попалось исторически достоверное объяснение – КАК и ОТКУДА Пушкин взял свои знаменитые строки. Оказывается, он их позаимствовал у известного баснописца Ивана Крылова. С этим литературным открытием я спешу поделиться с вами, мои дорогие листатели интернет-журнала. Ежели кто-то из вас об этом уже знает, то перед этим умнейшим эрудированным человеком я снимаю шляпу!

Страница 10 из 187