Понедельник, 04 декабря 2023 14:34

Парикутин – самый молодой вулкан Земли… и влюблённый в него одноногий художник

Оцените материал
(43 голосов)

Самым древним вулканом на нашей планете считается палеовулкан Гирвас в Карелии. Учёные полагают, что его возраст примерно 3 миллиарда лет.

Самый старый спящий вулкан расположен на юго-востоке Крыма и называется он Карадаг. Этот ровесник динозавров последний раз извергался около 150 млн. лет назад.

Самым старым действующим вулканом является итальянская Этна – она образовалась на восточном побережье Сицилии 500 000 лет назад. За всё время своего существования очень активная Этна извергалась около 200 раз.

Самый известный символ Армении, куда, согласно священным текстам, пристал Ноев ковчег – гора Арарат – тоже является потухшим вулканом. Этот горный массив состоит из двух конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Интересно, что геологический возраст старшего Большого Арарата – примерно 3,5 миллионов лет, а его «младшенького брата» Малого Арарата – значительно меньше: около 150 тысяч лет.

Печально знаменитому Везувию, который уничтожил древние города Помпеи и Геркуланум, предположительно 25 000 лет.

На фоне этих старинных исполинов камчатская Ключевская Сопка выглядит юной красавицей. Ей всего-то каких-то 7000 лет. Детский возраст в геологии. Кстати, этот действующий стратовулкан является самым высоким активным вулканом Евразии – его высота примерно 4800 метров над уровнем моря.

Я специально сообщил вам солидный возраст самых известных огненных великанов, которые помнят динозавров и мамонтов. Принято считать, что вулканам много-много тысяч лет. Однако, мало кто знает, что среди древних гигантов есть один «младенец», которому на сегодняшний день исполнилось… (прошу внимания!) … 80 лет! Да-да, именно 80 лет. Называется этот юный вулкан в честь ближайшей к нему деревни, которую он уничтожил – Парикутин. Находится он в центре Мексики и считается самым молодым вулканом Америки, да и, пожалуй, всего мира. Его история хорошо изучена и задокументирована буквально по дням, ведь его внезапное рождение и дерзкое поведение проходили на глазах местных жителей и наблюдавших за ним столичных геологов. Вот как это было…

Весь февраль 1943 года в окрестностях мексиканской деревни Парикутин было тревожно. Под землёй что-то гремело и ворчало, а на земле всё тряслось – видать это гневались древние боги ацтеков и майя.

20-го февраля крестьянин Дионисио Пулидо решил проведать своё кукурузное поле. Пришёл он на свой участок и обнаружил там небольшую дыру в земле, размером не более 10 сантиметров, из которой наружу с шипением вырывалась тугая струя дыма с неприятным запахом тухлых яиц, что указывало на присутствие сероводорода. Внезапно под ногами фермера раздался гул, сильно задрожала земля, затряслись растущие неподалёку деревья, почва поблизости вздыбилась вверх на двухметровую высоту, а вместо отверстия в земле образовалась трещина глубиной около полуметра. Из трещины со свистом начал подниматься густой дым с мелкой серой пылью, похожей на пепел. Сильно запахло серой…

4.08 Дионисио Пулидо

Обеспокоенный Дионисио поскакал в соседний город Сан-Хуан-Парангарикутиро, чтобы уведомить местное начальство и предупредить жителей о возможной опасности. Когда отправленная мэром комиссия прибыла на место странного задымления, то сильно встревожилась – дыра на кукурузном поле значительно увеличилась в размерах: она была глубиной 9 метров, диаметром 5 метров, и из неё постоянно валили мощные клубы густого дыма. Изумлённые люди, стоявшие на краю адского жерла, тогда даже не догадывались, что рождающийся прямо у них на глазах вулкан вскоре уничтожит всё живое вокруг себя, зальёт лавой и завалит пеплом 11 деревень и один город.

Дальнейшая история стала напоминать военные хроники. Спустя всего три дня – 23-го февраля – вулкан достиг высоты 44 метра. Через неделю – 106 метров. Спустя три месяца – 20 мая – «младенец» вырос до 190 метров. А в конце 1943 года он вымахал до 300 метров. Огнедышащая гора уничтожала прилегающую местность: жильё, поля, пастбища и рощи. От кукурузного поля Дионисио Пулидо ничего не осталось. От его деревни тоже. Название исчезнувшего в огне селения – Парикутин – было навеки отдано вулкану.

Местный житель, фермер Каледонио Гутиеррез, ставший свидетелем первого извержения, дал ему весьма поэтичное описание (либо его слова подкорректировал какой-нибудь профессиональный журналист): «Когда уже близился рассвет, мы услышали шум, напоминающий вой морских волн. В чернеющее небо взмыл столп огня, который поднялся метров на 800, а то и больше. Затем он лопнул, словно раскрылся бутон бархатцев, и огненный дождь, похожий на фейерверк, пролился на землю».

Город Сан-Хуан-Парангарикутиро, который находился на расстоянии 11 км от вулкана, сначала засыпало пеплом, а затем затопило лавой. От него осталась лишь полуобгоревшая церковь, колокольня которой и поныне мрачно торчит над полями застывшей породы. Такая же печальная участь постигла ещё 10 деревень. Хорошо, что во время этого катаклизма никто не погиб – местные власти организовали экстренную эвакуацию.

Буйство Парикутина продолжалось 9 лет, он непрерывно извергался до 1952 года, после чего «уснул». Сегодня склоны вулканического холма, образованного из лавы, шлака и пепла, потихоньку зарастают неприхотливым кустарником. Однако земля в округе, по которой прошёлся огненный каток, ещё долгое время будет непригодна для сельского хоз-ва.

А вот теперь, интересная и весьма удивительная подробность. Тот самый крестьянин Дионисио Пулидо, на кукурузном поле которого возникло грозное «новообразование», потерял всё свое недвижимое имущество. Но, при этом он умудрился продать за приличные деньги свой, казалось бы, абсолютно неликвидный земельный участок (с извергающимся на нём вулканом!) известному мексиканскому художнику Херардо Мурильо, имевшему прозвище Доктор Атль. Потому как этот неординарный человек был влюблён в вулканы и обожал их рисовать.

Доктор Атль потратил на исследование Парикутина много лет и выполнил более 11 000 рисунков и 1000 пейзажей маслом. Он изображал своё огненное приобретение, находясь максимально близко к его кратеру. Рисовал, стоя в маске, уворачивался от летящих сверху камней и огненного дождя все те девять лет, пока вулкан извергался.

Неистовый Доктор Атль писал «портреты» своего любимого Парикутина даже тогда, когда из-за серьёзной травмы ему ампутировали ногу. Художник-инвалид забирался едва ли не в самое жерло вулкана и творил с ещё большей экспрессией и жаром…

Каждый год перед Пасхой потомки жителей деревни Парикутин отмечают день рождения вулкана, который уничтожил землю их предков. Люди собираются у полуразрушенной церкви и совершают паломничество к подножию холма. Много здесь и туристов. Они приезжают посмотреть на самый молодой вулкан нашей планеты, в который был влюблён одноногий художник Херардо Мурильо.

Прочитано 543 раз