Понедельник, 16 ноября 2020 16:29

Месть Бора за слабые выступления коллег

Знаменитый датский физик Нильс Бор был неважным оратором. Один на один он был прекрасным собеседником, а вот перед большой аудиторией Бор тушевался и выражался крайне сумбурно. Порою из его выступления невозможно было понять ничего, особенно когда речь шла о квантовой теории атома или о квантовой механике.

Родной брат Бора – Харальд, известный математик, который был превосходным лектором, по поводу отсутствия красноречия у Нильса шутил так: – Дело в том, что я всегда объясняю то, о чём говорил раньше, а он – то, о чём будет говорить позже...

 

Однажды великий учёный Альберт Эйнштейн был в гостях у своих знакомых. Пока он сидел и разговаривал с друзьями, начался дождь. Поэтому, когда Эйнштейн собрался уходить, ему предложили взять шляпу хозяина дома.

Но он отказался со следующими неординарными словами: – Зачем мне шляпа? Я знал, что будет дождь, и потому специально не взял свою шляпу. Ведь очевидно, что шляпа будет сохнуть намного дольше, чем мои волосы.

Сначала анекдот. В качестве вступления.Во времена СССР в один колхоз приехал лектор с докладом о космосе и развитии советской космонавтики. Народу в местный клуб набилась тьма! Не протолкнуться, не продохнуть. Кто-то пришёл из интереса, кто-то от нечего делать, а кого-то и начальство загнало. Лекция длилась долго. Почти два часа учёный человек распинался перед колхозниками. Начал с Циолковского, удивил размерами вселенной и гигантскими расстояниями до звёзд, поведал чем 2-я космическая скорость отличается от 1-й, рассказал об успехах советского ракетостроения и нашем соперничестве с американцами, про собачек Белку и Стрелку упомянул, о полёте Гагарина подробно сообщил, а вот о Королёве коротенько – ибо государственная тайна, ну и закончил мечтами о межгалактических полётах с помощью фотонных двигателей. Мудрёная лекция сопровождалась рисунками, графиками и слайдами для лучшей усвояемости. Закончил своё выступление лектор, умаялся, вытер пот со лба, выдул стакан воды дабы пересохшее горло промочить, прокашлялся и спрашивает у народа: – Ну, дорогие товарищи, у кого-нибудь есть вопросы?

Тут какой-то древний дед резво вытянул руку, встал и с хитрым прищуром говорит: – Ракеты, Гагарин, кнопочки, рычажки, лампочки… это всё понятно. Вот скажи нам, мил человек, ты ведь конфекты карамельки кушаешь?... Ась?... Ишь-ты, кушаешь… И мы их тоже сильно полюбляем… Так вот у меня к тебе, учёная ты голова, вопрос: ответь нам как туды, в карамельки энти, во внутрь повидло запихивають?

Могу предположить, что анекдот этот родился из действительного случая. В реальной жизни нечто подобное произошло с выдающимся советским музыковедом, публицистом, филологом, профессором консерватории, театральным и музыкальным критиком Иваном Ивановичем Соллертинским.

Знаменитый врач-психиатр Пётр Петрович Кащенко в самом начале XX-го века считался человеком неблагонадёжным и до революционного 1917 года находился под негласным надзором полиции и жандармерии. Ещё в студенческие годы он организовал в Московском университете политический кружок, где читал возмутительную литературу о том, что Россия может прожить без царя, за что был выслан в Ставрополь.

Затем уездный доктор Кащенко написал статью о том, что Россия очень большая, а землицы у крестьян очень мало, и за эти возмутительные намёки угодил в Нижний Новгород с запретом практиковать в столицах империи.

За годы работы в Нижегородской губернии Пётр Кащенко проявил себя как активный организатор и смелый новатор в области лечения психических больных. Он выдвинул и (самое главное) реализовал ряд прогрессивных идей. Имя Петра Петровича Кащенко стало широко известно в медицинских кругах страны и даже за её пределами.

 

Понедельник, 09 ноября 2020 14:42

Фёдор Шаляпин и итальянские клакёры

Знаете ли вы, кто такие клакёры? Если ещё нет, то сейчас узнаете.

О-о-о, это были чрезвычайно влиятельные в театральном мире люди. Обычно полезные, но иногда и крайне опасные. В Западной Европе, начиная со времён Возрождения, и вплоть до середины XX столетия клакёры могли поддержать самый заурядный спектакль или наоборот – провалить гениальный. Всё зависело от суммы вознаграждения, а также от того, чья именно сторона оплатила их услуги. Клакёры – это своеобразная театральная мафия. Интеллигентная такая. Без насилия и кровопролитий.

Слово «клакёр» (claqueur) – французского происхождения. Оно означает буквально «хлопанье» и происходит от claque – хлопок ладонью. То есть, клакёры – это нанятые за деньги подставные зрители, которые бурно аплодировали и кричали «Браво!» во время театральных постановок. Для того чтобы создать искусственный успех отдельного артиста или целого спектакля. Услугами клакёров активно пользовались антрепренёры, драматурги и самолюбивые актёры. А во время уличных митингов хлопальщиков-кричальщиков нанимали политики и ораторы.

 

Понедельник, 09 ноября 2020 14:19

Розыгрыш Фёдора Шаляпина с арбузом

Даровитый русский живописец и театральный художник Константин Алексеевич Коровин обладал ещё и незаурядным литературным талантом. В конце жизни он написал мемуары о своём старинном близком друге, которого неоднократно изображал на своих полотнах. Книга называется «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь».

В череде очень интересных воспоминаний о великом оперном артисте есть один забавный фрагмент о том, как однажды Шаляпин с помощью арбуза и свечки устроил розыгрыш, который сначала привёл к большому переполоху, а потом закончился долгим весельем. Шутки шутить Фёдор Шаляпин решил над Сергеем Обуховым – статским советником и управляющим Московской конторой Императорских театров. Это был весьма уважаемый человек, в прошлом тоже оперный певец.

Сначала Шаляпин пришёл в гости к своему другу, художнику Коровину, принёс арбуз и… вместо того, чтобы его съесть вместе с приятелем, попросил у того краски и кисточку. Константин Коровин выполнил просьбу и через некоторое время арбуз был выкрашен и обрёл вид тёмного шара...

Понедельник, 02 ноября 2020 15:45

Индийский метод запоминания текста

У замечательного советского актёра Николая Николаевича Трофимова был один неприятный недостаток – на сцене он часто забывал текст. Ну, выпадал он у него из головы, и всё тут! С этой удивительной особенностью памяти Трофимова режиссёр Георгий Товстоногов познакомился ещё в ленинградском Театре комедии, когда ставил там спектакль «Помпадуры и помпадурши».

Во время одной репетиции Георгию Александровичу из-за забывчивости актёра пришлось трижды останавливать прогон. После чего он отозвал Трофимова в сторонку и тоном заговорщика сказал: – Николай Николаевич, могу поделиться индийским способом запоминания текста.

– Очень интересно, – оживился забывчивый артист.

– Индийский метод прост: текст надо учить! – сообщил Товстоногов.

Понедельник, 02 ноября 2020 15:36

Звёздный миг славы Игоря Кваши

Однажды в советские ещё годы труппа московского театра «Современник» гастролировала по стране. В очередном городе актёры собрались в холле гостиницы. Вдруг кто-то из артистов увидел, что в газетном киоске продаётся портрет Игоря Кваши.

То, что «Союзпечать» торгует карточками с изображениями известных актёров – факт самый обычный. Удивительно было другое – фотография с Игорем Квашой была единственной. Других портретов кинозвёзд и театральных знаменитостей больше не было. Ну, естественно, Игорь Владимирович возгордился, а сердца его коллег кольнула зависть.

Дабы усилить эффект от увиденного, Игорь Кваша подошёл к киоску и громко спросил: – А портрет Галины Волчек у вас есть?

– Нет, – ответила продавщица.

Ещё один интересный случай из жизни замечательного советского актёра Николая Черкасова. В середине 50-х годов прошлого столетия он снимался в художественном фильме «Дон Кихот», в котором сыграл главного героя – нелепого и сумасбродного идальго Алонсо Кехано, влюблённого в рыцарские романы.

Для съёмок одного из ключевых фрагментов произведения – битвы старика Дон Кихота с ветряной мельницей – было построено несколько мельниц, одна из которых в натуральную величину.  

Дублёром Николая Черкасова в этой киноленте был актёр Владимир Васильев. Именно ему предстояло вер­теться на крыле этой мельницы. Но Васильева в нужный момент на съёмочной площадке не оказалось. И тогда самому Черкасову пришлось в нескольких дуб­лях зависать вниз головой на высоте шестнадца­ти метров.

8.01 Николай Черкасов в роли Дон Кихота

Понедельник, 02 ноября 2020 15:16

Меч вместо пропуска

Однажды на съёмках фильма «Александр Невский» у исполнителя главной роли древнерусского князя – у актёра Николая Черкасова… прихватило живот. Ситу­ация, можно сказать, комическая. Даже трагикомическая. Потому как артист уже загримировался и облачился в дорогую княжескую одежду.

По счастью, эпизод в тот день сни­мался неподалеку от киностудии. Режиссёр-поста­новщик фильма Сергей Эйзенштейн остановил съёмку и спешно отправил ак­тёра на своей машине на студию прямо в воинской экипировке и гриме Александра Невского.

 

 

Страница 6 из 122