В центре города Праги, на площади Яна Палаха, высится монументальное величественное здание в стиле неоренессанса. Это пражский театр-филармония под названием «Рудольфинум» – настоящий храм искусства, в котором проходят концерты, конкурсы, фестивали и разнообразные выставки.

Аттик этого многоцелевого культурного центра украшают статуи великих композиторов.

Именно с этими скульптурами связана одна курьёзная история, которую любят рассказывать в чешской столице.

Понедельник, 22 октября 2018 09:16

Эксцентричный стимул Глинки

Во время постановки оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка долго и безуспешно репетировал с певицей Эмилией Лилеевой. Она имела прекрасный голос – сопрано, но никак не могла придать ему соответствующей выразительности при исполнении партии Гориславы. Пленница хазарского князя Горислава получалась какой-то бесстрастной и даже равнодушной. Так сказать, без огонька.

Чтобы хоть как-то вызвать к жизни вялый голос Эмилии Лилеевой, автор оперы Михаил Глинка тихо подкрался к артистке… и ущипнул её.

Она, конечно же, вскрикнула от неожиданности. Зато её голос приобрёл должную экспрессию и повышенную тональность.

– Ну вот, - похвалил певицу композитор, - теперь вы и сами видите, что этой фразе можно придать и жизнь, и выразительность. Вот так и пойте.

Понедельник, 22 октября 2018 09:12

Паганини и наглый извозчик

Однажды итальянский скрипач-виртуоз Никколо Паганини во время своего пребывания во Флоренции нанял извозчика и приказал ему везти себя к театру. Расстояние было небольшое, но Паганини опаздывал. В театре уже собралась огромная толпа слушателей. Поклонники с нетерпением ожидали выступления маэстро, они особенно хотели услышать его знаменитую «Молитву Моисея», которую скрипач исполнял всего на одной струне.

Паганини спросил у извозчика: – Сколько следует вам заплатить?

Кучер великолепно знал своего звёздного седока, и поэтому, не моргнув глазом, заломил огромную цену короткой поездки: – Десять лир, синьор.

– Вы шутите!? – возмутился музыкант.

– Нисколько. Ведь вы же возьмете по десять лир с каждого человека, который сегодня будет слушать вашу игру на одной струне...

Понедельник, 22 октября 2018 08:54

Бдительная билетёрша и трубач Караяна

Ещё одна занятная история о бдительной билетёрше.

Однажды в Советском Союзе в московском Большом театре проходили гастроли Берлинского филармонического оркестра под управлением знаменитого дирижёра Герберта фон Караяна. Утончённый и эксцентричный Караян решил применить в Москве некое новшество – он вывел из оркестровой ямы своего первого трубача и посадил его на галёрку. Это для того, чтобы придать звуку трубы как можно большую отдалённость. А что, очень даже оригинальный приём – зрители должны были удивиться, услышав красивые медные звуки где-то позади себя.

И они удивились! Причём сильно. Но совсем не так, как рассчитывал дирижёр Караян...

Советский композитор, дирижёр, музыкант и литератор Никита Владимирович Богословский сочинять музыку (тоже как и Моцарт) начал очень рано – ещё в детстве.

Свою самую первую мелодию он сочинил в восьмилетнем возрасте. В школьные годы он написал вальс под названием «Дита», который был посвящён и подарен дочери Леонида Утёсова – Эдит на её шестой день рождения. Тринадцатилетним мальчиком Богословский посещал классы композиции, которые вёл сам великий Александр Глазунов, в то время директор Ленинградской консерватории.

А в 15 лет юный талант Никита Богословский написал оперетту «Ночь перед Рождеством». И о чудо! – оперетту пятнадцатилетнего композитора приняли к постановке в настоящем взрослом театре – Ленинградском театре музыкальной комедии.

Премьера «Ночи перед Рождеством» не обошлась без курьеза.

Понедельник, 22 октября 2018 08:22

Исторические байки о Моцарте

Предлагаю вашему вниманию несколько забавных историй о величайшем австрийском композиторе и музыканте-виртуозе Вольфганге Амадее Моцарте.

Моцарт и вундеркинд

Моцарт в детские годы был музыкальным вундеркиндом. Об этом знают все. Но мало кто знает, что чудо-ребёнок Моцарт, когда повзрослел, питал непреодолимое отвращение к другим вундеркиндам.

Как-то раз ему пришлось слушать игру на фортепиано одного не по летам развитого мальчика. Великий композитор Моцарт слушал его игру, временами выражая явное нетерпение, и в заключение сказал молодому виртуозу: – Таланта у вас достаточно; работайте – и вы можете пойти далеко.

– Я бы желал сочинять, – скромно заметил мальчик. – Скажите мне, профессор, как это нужно начать?...

Понедельник, 22 октября 2018 08:07

Шаляпин и поющий извозчик

Признаюсь: это моя любимая историческая байка о Шаляпине. Впервые услышал её много лет назад, после чего очень долго смеялся. Продолжаю это делать всякий раз, когда снова её читаю.

С великим оперным певцом Фёдором Ивановичем Шаляпиным порой случались смешные истории. Рассказывают, что однажды, одетый в дорогую шубу, ехал он на извозчике. Кучера крайне заинтересовала импозантная фигура незнакомца.

– Барин, а ты кто есть? Помещик? – спросил возница у Шаляпина.

– Нет.

– Купец?

– Нет.

– Может, ты генерал? – не унимался любопытный извозчик.

– Тоже нет… Я артист. – ответил Фёдор Иванович.

– Артист!?... А что же это такое – артист? – удивился простой мужик...

Пятница, 19 октября 2018 11:06

Цитаты Антона Павловича Чехова

Трицать пять цитат великого писателя 

1. Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

2. Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?

3. Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.

4. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.

5. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

6. Университет развивает все способности, в том числе — глупость.

7. Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.

8. Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди.

9. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.

Шахматная федерация ФРГ много лет пыталась добиться от министерства финансов признания шахмат «полезным видом спорта, имеющим воспитательное значение». Такое признание позволило бы федерации получить ряд финансовых льгот.

Наконец, в 1982 году такое признание было получено, причем одну из решающих ролей в этой истории сыграла цитата из письма великого прусского короля Фридриха II о том, что «Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению».

При этом конец фразы был осознано пропущен, потому как полная версия цитаты Фридриха Великого гласила: «Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению, поэтому не следует их поощрять»….

Шахматисты самого высокого уровня благодаря своей активной спортивной деятельности много и часто путешествуют по всему миру. И совершенно естественно, что они как обычные туристы нередко попадают в забавные бытовые ситуации и комические истории. Об одном таком приключении как-то раз рассказал двенадцатый чемпион мира Анатолий Карпов.

Однажды он оказался в Египте и во время прогулки по местному базару остановился у лавки торговца папирусами. Чемпион выбирал подарки для друзей и старался найти колоритные сувениры, артефакты-подлинники, хранившие ортодоксальную экзотическую привлекательность Древнего Египта.

Страница 6 из 77