Артистка московского Малого театра Александра Александровна Яблочкина была великой актрисой. Да к тому же ещё и уникальной: во времена Российской Империи ей рукоплескали из царской ложи члены императорской семьи и великие князья, а при Советском Союзе оттуда же бурно хлопали народные комиссары, министры, первые и генеральные секретари.

При любой власти Александру Яблочкину любили за её талант. В 1937 году она стала Народной артисткой СССР, а в военном 1943-м получила Сталинскую премию. В суровые сталинские годы ей прощали нечаянные словесные ляпы, за которые кто-нибудь другой мог бы вполне угодить в места не столь отдалённые.

В своих «Заметках» я уже как-то рассказывал об этом.

Напомню одну историю в самом кратком изложении, и дополню её новыми забавными историями из жизни великой артистки.

Понедельник, 29 октября 2018 11:35

Отравленный сапог и Василий Каратыгин

Умение актёра смешно импровизировать во время спектакля, особенно во время какой-нибудь серьёзной драмы – это дар божий. Вот вам пример из истории отечественного театра.

Знаменитый русский актёр первой половины XIX века Василий Андреевич Каратыгин вообще-то имел трагическое амплуа и был весьма серьёзным человеком. Несерьёзному трагически-монументальные роли не доверят.

Кстати, для общего развития, Василий Каратыгин был самым первым исполнителем роли Чацкого в грибоедовском «Горе от ума».

Так вот, история о смешной импровизации ну-у-у очень драматического артиста.

Понедельник, 29 октября 2018 11:05

Платок из суфлёрской будки

Знаете, какая тема самая популярная в карикатурах и шутейных картинках про театр?

На первом месте, без всякого сомнения, находится шекспировская пьеса «Отелло». Уж больно это характерный сюжет, хоть и трагический, но с большим количеством юмористических вариаций.

И вот что ещё я заметил – почти во всех карикатурах непременно присутствует суфлёрская будка с каким-нибудь смешным подсказчиком.

Понедельник, 29 октября 2018 10:55

Везде закрыто!

А вот вам история о ещё одном театральном конфузеВ Польше начала XIX века очень популярным комическим актёром был человек с удивительным именем Алоизий-Гонзага-Фортунат ЖулковскийВы наверняка можете подумать, что Алоизий-Гонзага-Фортунат Жулковский – это вымышленный персонаж, придуманный Чеховым, Булгаковым или Ильфом-с-Петровым. Ан нет, это был реальный человек!

Имея такое забавное имя, очень легко быть комическим актёром. Что Алоизий и делал с большим удовольствием. Необыкновенная игра физиономии и тела Жулковского заставляла зрителей смеяться при первом его появлении на сцене. Причём он не кривлялся, не ломался и не применял клоунских приёмов. Глядя на его непринуждённо-простодушное комичное поведение, от всей души хохотали даже зрители-иностранцы, не понимающие польского языка.

Жулковский очень любил импровизировать на сцене. Часто выкидывал смешные фОртели или дополнял текст роли своими вставками, что всегда вызывало одобрение зрительного зала. Вот один пример.

Ещё одна история на шекспировскую тему.

Английский актёр XVIII века, драматург и директор театра Дэвид Гаррик буквально преклонялся перед Шекспиром и увлечённо ставил все его пьесы. Он настолько убедительно представлял короля Лира, что публика забывала как надо дышать. Во время душещипательной сцены, в которой несчастный король Лир рыдает над телом убитой Корделии, зрители обильно обливались слезами и рыдали навзрыд. А в конце пьесы, в которой почти все герои умирают, коллективный плач был слышен даже за стенами театра.

Но однажды произошло странное...

Понедельник, 29 октября 2018 10:41

Полцарства за… осла!

Французский актёр времён Наполеона Франсуа Жозеф Тальма был известен тремя вещами: 1) реформаторством театрального искусства, 2) внешним сходством со своим высоким покровителем Бонапартом и 3) едким острословием.

А ещё он обладал чрезвычайно завышенным самомнением. Вот один пример об этом. Однажды Франсуа Тальма присутствовал на каком-то судебном заседании и, как полагается, дал клятву говорить правду и только правду. И вот, в ходе судебного разбирательства, при большом стечении народа Тальма заявил, что он является величайшим актёром на свете.

Его стали упрекать в нескромности. На что он ответил: – Мне и самому было неудобно так говорить, но у меня не было другого выхода – я ведь поклялся говорить правду и только правду!

Самая известная театральная байка о Франсуа Тальма связана с его игрой в шекспировской пьесе «Ричард III». Там, в одной очень тревожной сцене английский король восклицает: – Коня! Полцарства за коня!...

В своё время молодого, но уже известного виолончелиста и солиста Московской филармонии Мстислава Ростроповича включили в творческую бригаду по обслуживанию целинных и залежных земель.

Как-то раз приехала эта агитбригада на некий полевой стан. А там ровная степь, два десятка палаток, несколько вагончиков и очень много техники. Никакой сцены. Зрители-механизаторы сидели просто на земле. Понятное дело, что никакого рояля или фортепиано в кустах тоже не было. Равно как и самих кустов. Только бескрайнее море золотой первоцелинной пшеницы.

Продолжаю подборку заметок под названием «Интересные истории из жизни Сергея Рахманинова» небольшим дополнением смешных баек из жизни этого великого человека и гениального музыканта.

Великий русский композитор и блестящий пианист Сергей Васильевич Рахманинов по воспоминаниям его друзей обладал тонким чувством юмора. Приведу несколько характерных примеров.

Где мы находимся?

Однажды в знаменитом американском концертном зале «Карнеги-холл» Сергей Рахманинов исполнял сонату Франка вместе с выдающимся австрийским скрипачом Фрицем Крейслером. Тот по своему виртуозному обыкновению играл по памяти, без нот… и вдруг…

В центре города Праги, на площади Яна Палаха, высится монументальное величественное здание в стиле неоренессанса. Это пражский театр-филармония под названием «Рудольфинум» – настоящий храм искусства, в котором проходят концерты, конкурсы, фестивали и разнообразные выставки.

Аттик этого многоцелевого культурного центра украшают статуи великих композиторов.

Именно с этими скульптурами связана одна курьёзная история, которую любят рассказывать в чешской столице.

Понедельник, 22 октября 2018 09:16

Эксцентричный стимул Глинки

Во время постановки оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка долго и безуспешно репетировал с певицей Эмилией Лилеевой. Она имела прекрасный голос – сопрано, но никак не могла придать ему соответствующей выразительности при исполнении партии Гориславы. Пленница хазарского князя Горислава получалась какой-то бесстрастной и даже равнодушной. Так сказать, без огонька.

Чтобы хоть как-то вызвать к жизни вялый голос Эмилии Лилеевой, автор оперы Михаил Глинка тихо подкрался к артистке… и ущипнул её.

Она, конечно же, вскрикнула от неожиданности. Зато её голос приобрёл должную экспрессию и повышенную тональность.

– Ну вот, - похвалил певицу композитор, - теперь вы и сами видите, что этой фразе можно придать и жизнь, и выразительность. Вот так и пойте.

Страница 9 из 81