Ещё одна занятная история об американском учёном-экспериментаторе Роберте Вуде. Это будет поучительный рассказ о практической пользе спектроскопа, о его простом житейском применении. Оказывается, с помощью сложного оптического прибора можно определить качество пищевых продуктов и вывести алчных поваров на чистую воду.

В самом конце XIX века Роберт Вуд приехал в город Балтимор. Там, в университете Джона Гопкинса, он намеревался получить научную степень доктора химии.

В университетском пансионе, где жил Вуд, среди студентов и преподавателей давно ходило страшное подозрение, что в их столовой завтраки приготавливаются из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. К примеру, если в понедельник на обед подавался бифштекс, то во вторник на завтрак выставлялось жаркое из недоеденного накануне бифштекса. Но как доказать такое обвинение? Как уличить поваров в корыстной недобросовестности?... Роберт Вуд немного подумал и сказал: – Я думаю, что мне удастся это доказать при помощи бунзеновской горелки и спектроскопа...

Американский физик Роберт Вуд некоторое время экспериментировал с изобретённой им фотокамерой, которую можно назвать «рыбий глаз». Пытливому учёному было очень интересно узнать – как выглядит наш сухопутный мир «с точки зрения рыбы». 

Любопытно, – говорил своим друзьям Вуд – какими должны казаться карасям рыболовы, которые закинули удочки в их маленький пруд!?

Предварительные опыты Роберт Вуд проводил с обычной жестяной банкой из-под сала, которую снабдил горизонтальной диафрагмой. А потом сконструировал то, что действительно можно назвать «камерой с рыбьим взглядом». Это был небольшой латунный ящик, размером примерно 15 х 12 х 5 сантиметров, который внутри заполнялся водой. Фотопластинка вставлялась сквозь щель в его стороне, а «объектив» был создан из маленького квадратика плоского стекла, покрытого непрозрачным слоем серебра. В центре этой стекляшки Вуд выскоблил в серебряной плёнке миниатюрное круглое отверстие для проникновения в камеру света. Выдержка у этого необычного фотоящика была гигантской – одна минута. То есть, если нужно было бы снимать людей, то они должны были целую минуту стоять неподвижно, не моргать, и лучше даже не дышать. Иначе бы изображение размазалось.

Однажды, находясь в Швеции, знаменитый датский физик Нильс Бор поехал со своими родными и друзьями встречать брата на железнодорожный вокзал. Прибыв туда, Бор отправился за перронными билетами на всю компанию. Всё дело в том, что в те годы во многих странах Европы проход на ж/д-перрон нужно было оплачивать отдельно. Вот такая была небольшая вокзальная формальность.

Вскоре Нильс Бор вернулся с билетами, но при этом выглядел очень расстроенным и обескураженным. Он сообщил своим приятелям следующее: - Всё-таки в Швеции дело поставлено рациональнее, чем у нас в Дании. У нас билетные автоматы работают на электричестве, а здесь на каждом автомате надпись, предлагающая покупателю, прежде чем опустить монету, встать на небольшую площадку. Таким образом, здесь автомат срабатывает за счёт силы тяжести, не расходуя дорогой электроэнергии.

Для тех, кто не совсем понял смысл культурной речи великого учёного, поясню: для того, чтобы купить входные билеты на перрон на всю свою большую компанию, Нильс Бор несколько раз вставал на специальное механическое устройство. И вот когда...

Кстати, скажите честно – вы понимаете теорию относительности Эйнштейна? Если нет, то могу посоветовать советский короткометражный ролик, снятый в 1964 году на студии «Моснаучфильм». В нём снялись четыре замечательных актёра: Алексей Полевой, Георгий Вицин, Алексей Грибов и несравненная Алла Демидова. Последняя, играющая роль молодой учёной дамы, весьма доходчиво объяснила своим случайным попутчикам в купе поезда загадочную теорию относительности. Буквально на пальцах и с помощью спичечного коробка. Настоятельно рекомендую посмотреть этот очень добротный научно-познавательный фильм с наглядной мультипликацией в нём. Лучше него ещё никто ничего не снял.  

Сам Альберт Эйнштейн пытался растолковать свою мудрёную теорию великое множество раз. И всегда, на каждой лекции сталкивался с полным её непониманием. Однажды, после очередного выступления один из слушателей заявил: – Мой здравомыслящий человеческий разум отказывается понять то, о чём вы только что говорили, ибо этого нельзя видеть и этого нельзя непосредственно ощутить...

Как-то раз знаменитого английского астрофизика Артура Эддингтона спросили:
– Сэр, правду ли говорят, что вы один из трёх человек в мире, которые понимают теорию относительности Эйнштейна?

Наступило долгое и неловкое молчание – учёный явно затруднялся с ответом. Тогда спрашивающий поспешил исправить положение: – Может быть, сэр, я что-то не так сказал? Мне, видимо, следовало бы догадаться, что вы, сэр, при всей вашей скромности, сочтёте мой вопрос несколько бестактным. В таком случае, сэр, позвольте принести вам мои самые искренние извинения…

Понедельник, 11 февраля 2019 13:44

Недостоверное яблоко Древа Познания

Однажды некий немецкий художник написал картину под названием «Грехопадение». Не подумайте ничего плохого! Всё было очень благопристойно! Полотно изображало знаменитый библейский сюжет – грехопадение Адама и Евы с помощью красивого райского яблока под коварным влиянием Змея-искусителя.

На премьерный показ картины живописец пригласил своих друзей и знакомых, среди которых был известный германский ботаник Карл фон Гёбель. Художник попросил этого почётного гостя (кстати, имевшего рыцарское звание) оценить свою работу.

Учёный рыцарь Карл Гёбель очень долго рассматривал картину… многозначительно молчал… и вдруг заявил, что яблоки на Древе Познания Добра и Зла нарисованы неверно...

Понедельник, 11 февраля 2019 13:32

Исаак Ньютон – мастер на все руки

В 1668 году молодой английский учёный Исаак Ньютон построил первый в мире телескоп-рефлектор. Главное его отличие от классических телескопов в том, что в конструкции рефлектора в качестве светособирающего элемента используется специальное вогнутое и хорошо отполированное зеркало.

Это было новое, революционное достижение в оптических приборах – созданный Ньютоном рефлектор давал более чёткую картинку. Потому что он не имел недостатков старых телескопов: в нём не было искажений изображения, а также отсутствовали цветные пятна, полосы и контуры, вызванные так называемой хроматической аберрацией.

 

Понедельник, 11 февраля 2019 13:25

Находчивый Рентген

Однажды выдающийся немецкий физик и лауреат Нобелевской премии Вильгельм Конрад Рентген получил по почте очень необычное письмо. А в нём – просьба прислать... несколько рентгеновских лучей с подробной инструкцией как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Или просто не было такой возможности по медицинским показаниям.

Вильгельм Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку».

Музыкальные ботинки Штрауса-старшего

Однажды композитор Иоганн Батист Штраус (тот который отец) зашёл в обувной магазин. Он перемерил огромное количество ботинок, но так ничего и не купил. От огорчения взмахнул рукой, и печально произнёс: – Я не могу у вас найти того, что ищу!

Продавец вежливо поинтересовался: – А что бы вы хотели найти, маэстро?

Штраус ответил с юмором: – Я бы хотел отыскать пару ботинок, которые бы скрипели в унисон.

 

 

Воскресенье, 03 февраля 2019 16:53

Звуки дешевле, чем камни

Итальянский композитор, скрипач и органист начала XVIII века Джованни Баттиста Перголези мало знаком российской публике. В католическом мире очень популярна его церковная кантата «Stabat Mater dolorosa» – что переводится как «Стояла мать скорбящая». Это музыкальное произведение со средневековыми стихами повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа.

Талантливый автор этой кантаты Джованни Перголези был болен туберкулёзом. Поэтому он прожил всего двадцать шесть лет. Причём в бедности и лишениях. Когда гости композитора удивлялись, что он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке, и спрашивали, почему он не построит себе нового дома, Перголези пояснял: – Видите ли, звуки, из которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома. И потом – кто знает!? – может, мои строения окажутся долговечнее?

Вдумайтесь в красоту и мудрость этих слов: звуки, из которых создается музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома.

Страница 9 из 89