В конце XVIII-го века в петербургском обществе был хорошо известен литератор Алексей Данилович Копьев. Сей гвардейский офицер был знаменит не столько воинскими подвигами или писательской деятельностью, сколько своими остроумными экспромтами, едкими шутками, а иногда и весьма циничными выходками. В качестве примера приведу один его весьма неординарный поступок.

В юные годы молодой гвардеец Алексей Копьев как-то побился об заклад с товарищами, что понюхает табаку из драгоценной табакерки, которая всегда находилась при царевиче Павле. Для охранника императорской семьи это не очень сложная задача – дождись, когда Павел удалится, и нюхай его табак сколько влезет. Однако Копьев поступил нестандартно. Нагло и дерзко. Ранним утром, когда цесаревич Павел Петрович ещё спал, в его опочивальню зашёл Алексей Копьев, подошёл к столику у кровати, на котором находилась табакерка, беззастенчиво открыл её, взяв щепотку табаку, и с шумным фырканьем засунул её себе в нос. А потом с удовольствием чихнул. Дважды.

В тихой утренней спальне двойной чих прозвучал как дуплет из ружья. Ошарашенный Павел вскочил с кровати, увидел гвардейца и гневно спросил у него: – Ты что тут делаешь, пострел?

В 1726 году во Франции происходили хлебные беспорядки. Для усмирения бунта была отправлена рота королевских мушкетёров под командованием господина де Авежана. У этого офицера был письменный приказ со словами «открыть огонь по сволочи».  

Однако мысль о расстреле своих соотечественников приводила честного служаку де Авежана в ужас. Он совершенно не хотел убивать голодных людей. Да и его подчинённые тоже были против пролития невинной крови. Вот ведь были же времена и люди!

Де Авежан нашёл остроумный, чисто французский, выход из очень напряжённой ситуации. Он выстроил своих мушкетёров, велел им приготовиться к залпу, а сам с приказом в одной руке и шляпой в другой подошёл к замолчавшей толпе и объявил: – Господа! Я получил приказ стрелять по сволочи. Прежде чем это сделать, попрошу всех честных людей удалиться... Толпа быстро рассеялась. Кровопролития в тот день не произошло. 

Понедельник, 23 декабря 2019 15:38

Реакция Черчилля на фильм о себе, любимом

После окончания Второй Мировой войны одна американская кинокомпания решила поставить фильм, посвящённый жизни великого британского политика Уинстона Черчилля. На роль молодого и средневозрастного Черчилля был выбран английский актёр Чарльз Лотон (Charles Laughton), который имел неплохое портретное сходство с главным героем картины.

Когда британский премьер-министр Уинстон Черчилль узнал, какое крупное денежное вознаграждение артист получит за исполнение его роли, то не на шутку рассердился и ядовито заметил: – Во-первых, этот парень слишком толст. Во-вторых, слишком стар. А в-третьих, за такие деньги я бы и сам с удовольствием сыграл эту роль.

По этой ли причине, или по какой-либо другой, но фильм о Черчилле тогда так и не был снят.

 

 

Понедельник, 23 декабря 2019 15:22

Встречное предложение Россини

Как только не хвалили известного композитора Джоаккино Россини его современники! Самые красивые эпитеты – это: «итальянский Моцарт» и «божественный маэстро». Поэт Генрих Гейне видел в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». Дифирамбы в адрес Россини вполне заслуженны – он, действительно, был (и до сих пор является) великим музыкантом, который не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное влияние на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. Сам композитор однажды сказал о своём таланте весьма остроумно: «Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку».

Слава Россини была так велика, что ему на его малой родине решили поставить памятник при жизни: магистрат итальянского города Пезаро прислал к своему знаменитому уроженцу делегацию, которая известила о решении установить на одной из площадей бронзовую статую композитора. – А сколько будет стоить эта статуя? – спросил у земляков Россини.

– Двадцать тысяч лир, – сообщили делегаты...

Во времена императора Николая I министром двора служил князь Пётр Михайлович Волконский, который обладал весьма прижимистым характером. Пётр Волконский был известен всей империи как очень экономный, расчётливый и даже скупой министр. С одной стороны, это было даже хорошо – так как он берёг царские деньги больше, чем свои собственные. А вот с другой стороны, из-за его чрезмерно бережливого характера со светлейшим князем иногда приключались презанятнейшие истории. Вот одна из них.

Однажды Николай I пригласил Петра Волконского и велел ему принести из казны самую дорогую табакерку. Ещё раз акцентирую ваше внимание – приказ был найти и доставить САМУЮ ДОРОГУЮ табакерку. Расчётливый скряга-министр долго бродил по царской золотой кладовой и мучительно выбирал подходящую по его разумению табачную коробочку. Когда Волконский наконец принес её императору, то спросил, кому предназначен столь дорогой подарок. Вам! – ответил монарх, едва сдерживая улыбку: – Это награда за вашу долгую и беспорочную службу...

Понедельник, 23 декабря 2019 14:59

Пётр Первый и взятки-подарки

А вот вам назидательная история о старинной коррупции российской. Однажды царю Петру подали жалобу на судей-взяточников, и он очень разъярился, сетуя на то, что взятки есть зло и надобно их решительно искоренять. Надобно ещё отметить, что Пётр I ненавидел льстецов и часто просил говорить о нём самом правду, какой бы горькой она ни была. Вот такую горькую правду и рубанул царю находившийся рядом генерал-лейтенант Иван Иванович Бутурлин. Со всей своей армейской прямотой заслуженный воин заявил: – Ты, государь, гневаешься на взяточников, но ведь пока сам не перестанешь их брать, то никогда не истребишь этот порок в своих подданных. Твой пример действует на них сильнее всех твоих указов об истреблении взяток.

– Что ты мелешь, Иван?! – возмутился Пётр. – Разве я беру взятки? Как ты смеешь возводить на меня такую ложь?... – Не ложь, а правду, – возразил Иван Бутурлин. – Вот послушай… И дальше раскрыл всю правду о недавней совместной поездке с Петром в Тверь.

Понедельник, 23 декабря 2019 14:54

Почему старый управляющий лучше нового

Последний гетман Войска Запорожского, действительный камергер и президент Академии наук, граф Кирилл Григорьевич Разумовский после выхода в отставку обосновался в городе Батурине в своём красивейшем Батуринском дворце. Вместе с престарелым фельдмаршалом Разумовским в его владениях на полном его иждивении проживал сын гетманского казначея генерал Михаил Васильевич Гудович. Это был очень корыстный человек, и скажем так, очень противоречивая личность.

Однажды Гудович гулял вместе с Разумовским по его имению. Они прошли мимо только что отстроенного дома графского управляющего, и Гудович заметил, что пора бы его сменить, потому как управляющий – вор. Дескать, он отстроил свой дом на графские деньги.

– Нет, братец, – возразил Разумовский, – этого вора нельзя прогонять, ему осталось только крышу накрыть, а другого возьмёшь, так тот станет весь дом сызнова строить.

 

Парижский художник Эжен Делакруа известен всему миру как автор потрясающей и очень пафосной картины «Свобода, ведущая народ» (или как её ещё называют «Свобода на баррикадах») посвящённой Второй французской революции 1830 года. И что ведь интересно: бунтарский дух и либеральные взгляды не мешали художнику водить дружбу с сильными мира сего.

4.01 Свобода ведущая народ 1830 Лувр

Однажды Эжен Делакруа обедал у банкира Джеймса Майера Ротшильда, очень богатого человека, чьё состояние было сопоставимо со всей французской казной. Джеймс Ротшильд вошёл в историю своей семьи под красивым прозвищем «Великий Барон».

Понедельник, 23 декабря 2019 14:33

Условия контракта выполнены!

Ещё одна забавная история о коммерческой составляющей творческой деятельности Дюма.

По контракту, который был заключён между Александром Дюма и директором парижского театра-варьете, последний обязывался выплачивать писателю сверх гонорара по 1000 франков всякий раз, когда его пьеса давала больше 60 тысяч франков общего сбора.

Поскольку пьесы Дюма пользовались большим успехом и приносили внушительную прибыль, автор как-то раз зашёл в театр за своими деньгами. Но директор, увиливая от уплаты, заявил, что выручка не достигла оговорённой суммы. Для пущей убедительности он даже назвал первое пришедшее ему на ум число: 59 997 франков.

Александр Дюма молча вышел, вернулся через несколько минут, протянул директору только что купленный им входной билет и произнёс: - За него я выложил пять франков. Надеюсь, теперь, когда выручка составила 60 002 франка, вы не станете утверждать, что условия контракта не выполнены.

Директору пришлось раскошелиться перед остроумным драматургом.

Самый знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетёра» изначально публиковался по главам в парижском журнале «Le Siècle» («Ле Секль») что переводится как «Век», то бишь столетие. Это было традиционное для издателей сочинение с продолжением: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал развязки сюжета.

Представьте, что думали первые читатели захватывающего историко-приключенческого романа, когда Атос наставил пистолет на свою бывшую жену и…

… а дальше нужно было ждать следующего номера…

 

Страница 10 из 109