Когда я обнаружил и прочитал эту историю, то очень долго не мог успокоиться. Я смеялся долго и счастливо, прямо как в далёком детстве после смешных рассказов Носова, Чехова или О’Генри. А потом принялся пересказывать прочитанное, сначала своим домашним, а затем близким друзьям. Теперь же, с превеликим удовольствием поведаю одну невероятную театральную байку вам, мои дорогие листатели интернет-журнала «Полезные заметки». Очень завидую тем, кто прочтёт её впервые. Но предупреждаю: сначала всё будет очень серьёзно.

Огромный вклад в развитие русского балетного и театрального искусства внёс Мариус Иванович Петипа. Этот уроженец французского Марселя шестьдесят три года своей жизни посвятил России. Об этом великом человеке: солисте балета, балетмейстере, театральном деятеле и педагоге можно рассказывать долго. Но сегодня я расскажу вам всего один старинный театральный анекдот, связанный с его именем.

Понедельник, 29 октября 2018 12:06

Почём проезд в метро?

Однажды (в советские ещё годы) главный режиссёр Театра им. Вахтангова Рубен Николаевич Симонов решил провести воспитательную работу среди своих актёров. Перед репетицией он собрал артистов и начал свой монолог: - Я последнее время за вами наблюдаю, наблюдаю… И вот что я хочу вам сказать: вы ничего не понимаете в жизни! Ни-че-го! Вам надо ездить в метро, в троллейбусе, ходить по улице, знакомиться с людьми. Вы совершенно не знаете жизни! Вам надо знать жизнь!...

Кто-то из актёров-вахтанговцев с ехидцей перебил мэтра:

- Рубен Николаевич, простите! А сколько стоит проезд в метро?

(Для справки, стоимость проезда в советском метро была всего 5 копеек)

Очень простой вопрос актёра сильно удивил главрежа.

- Как сколько!? - возмутился Симонов. – Рубль!...

Артистка московского Малого театра Александра Александровна Яблочкина была великой актрисой. Да к тому же ещё и уникальной: во времена Российской Империи ей рукоплескали из царской ложи члены императорской семьи и великие князья, а при Советском Союзе оттуда же бурно хлопали народные комиссары, министры, первые и генеральные секретари.

При любой власти Александру Яблочкину любили за её талант. В 1937 году она стала Народной артисткой СССР, а в военном 1943-м получила Сталинскую премию. В суровые сталинские годы ей прощали нечаянные словесные ляпы, за которые кто-нибудь другой мог бы вполне угодить в места не столь отдалённые.

В своих «Заметках» я уже как-то рассказывал об этом.

Напомню одну историю в самом кратком изложении, и дополню её новыми забавными историями из жизни великой артистки.

Понедельник, 29 октября 2018 11:35

Отравленный сапог и Василий Каратыгин

Умение актёра смешно импровизировать во время спектакля, особенно во время какой-нибудь серьёзной драмы – это дар божий. Вот вам пример из истории отечественного театра.

Знаменитый русский актёр первой половины XIX века Василий Андреевич Каратыгин вообще-то имел трагическое амплуа и был весьма серьёзным человеком. Несерьёзному трагически-монументальные роли не доверят.

Кстати, для общего развития, Василий Каратыгин был самым первым исполнителем роли Чацкого в грибоедовском «Горе от ума».

Так вот, история о смешной импровизации ну-у-у очень драматического артиста.

Понедельник, 29 октября 2018 11:05

Платок из суфлёрской будки

Знаете, какая тема самая популярная в карикатурах и шутейных картинках про театр?

На первом месте, без всякого сомнения, находится шекспировская пьеса «Отелло». Уж больно это характерный сюжет, хоть и трагический, но с большим количеством юмористических вариаций.

И вот что ещё я заметил – почти во всех карикатурах непременно присутствует суфлёрская будка с каким-нибудь смешным подсказчиком.

Понедельник, 29 октября 2018 10:55

Везде закрыто!

А вот вам история о ещё одном театральном конфузеВ Польше начала XIX века очень популярным комическим актёром был человек с удивительным именем Алоизий-Гонзага-Фортунат ЖулковскийВы наверняка можете подумать, что Алоизий-Гонзага-Фортунат Жулковский – это вымышленный персонаж, придуманный Чеховым, Булгаковым или Ильфом-с-Петровым. Ан нет, это был реальный человек!

Имея такое забавное имя, очень легко быть комическим актёром. Что Алоизий и делал с большим удовольствием. Необыкновенная игра физиономии и тела Жулковского заставляла зрителей смеяться при первом его появлении на сцене. Причём он не кривлялся, не ломался и не применял клоунских приёмов. Глядя на его непринуждённо-простодушное комичное поведение, от всей души хохотали даже зрители-иностранцы, не понимающие польского языка.

Жулковский очень любил импровизировать на сцене. Часто выкидывал смешные фОртели или дополнял текст роли своими вставками, что всегда вызывало одобрение зрительного зала. Вот один пример.

Ещё одна история на шекспировскую тему.

Английский актёр XVIII века, драматург и директор театра Дэвид Гаррик буквально преклонялся перед Шекспиром и увлечённо ставил все его пьесы. Он настолько убедительно представлял короля Лира, что публика забывала как надо дышать. Во время душещипательной сцены, в которой несчастный король Лир рыдает над телом убитой Корделии, зрители обильно обливались слезами и рыдали навзрыд. А в конце пьесы, в которой почти все герои умирают, коллективный плач был слышен даже за стенами театра.

Но однажды произошло странное...

Понедельник, 29 октября 2018 10:41

Полцарства за… осла!

Французский актёр времён Наполеона Франсуа Жозеф Тальма был известен тремя вещами: 1) реформаторством театрального искусства, 2) внешним сходством со своим высоким покровителем Бонапартом и 3) едким острословием.

А ещё он обладал чрезвычайно завышенным самомнением. Вот один пример об этом. Однажды Франсуа Тальма присутствовал на каком-то судебном заседании и, как полагается, дал клятву говорить правду и только правду. И вот, в ходе судебного разбирательства, при большом стечении народа Тальма заявил, что он является величайшим актёром на свете.

Его стали упрекать в нескромности. На что он ответил: – Мне и самому было неудобно так говорить, но у меня не было другого выхода – я ведь поклялся говорить правду и только правду!

Самая известная театральная байка о Франсуа Тальма связана с его игрой в шекспировской пьесе «Ричард III». Там, в одной очень тревожной сцене английский король восклицает: – Коня! Полцарства за коня!...

В своё время молодого, но уже известного виолончелиста и солиста Московской филармонии Мстислава Ростроповича включили в творческую бригаду по обслуживанию целинных и залежных земель.

Как-то раз приехала эта агитбригада на некий полевой стан. А там ровная степь, два десятка палаток, несколько вагончиков и очень много техники. Никакой сцены. Зрители-механизаторы сидели просто на земле. Понятное дело, что никакого рояля или фортепиано в кустах тоже не было. Равно как и самих кустов. Только бескрайнее море золотой первоцелинной пшеницы.

Продолжаю подборку заметок под названием «Интересные истории из жизни Сергея Рахманинова» небольшим дополнением смешных баек из жизни этого великого человека и гениального музыканта.

Великий русский композитор и блестящий пианист Сергей Васильевич Рахманинов по воспоминаниям его друзей обладал тонким чувством юмора. Приведу несколько характерных примеров.

Где мы находимся?

Однажды в знаменитом американском концертном зале «Карнеги-холл» Сергей Рахманинов исполнял сонату Франка вместе с выдающимся австрийским скрипачом Фрицем Крейслером. Тот по своему виртуозному обыкновению играл по памяти, без нот… и вдруг…

Страница 5 из 77