Понедельник, 05 декабря 2022 14:29

Реакция Крылова на фальшивое пение

Однажды великий русский поэт-баснописец Иван Андреевич Крылов пошёл в театр. На сцене Итальянской оперы Петербурга давали спектакль «Гугеноты». Это романтическо-музыкальная трактовка трагических событий знаменитой Варфоломеевской ночи. Если уж быть точным, то в те в годы в России по цензурным соображениям постановка носила название «Гвельфы и гибеллины». Постановщикам спектакля приходилось маскировать религиозный конфликт, о котором в опере шла речь. Но тем не менее, вражда католиков и гугенотов на сцене изображалась.

Так вот, пришёл Иван Андреевич Крылов в оперный театр для того, чтобы насладиться красочным музыкальным представлением. Рядом с ним оказался какой-то незнакомый господин, который, едва началась первая ария, стал фальшиво подпевать. Ладно бы просто подпевал-подвывал, так он ещё и ногой притоптывал в такт музыке. Притоптывал, но в такт не попадал. В конце концов Крылов не выдержал и возмутился: – Да что же это за безобразие!

Незнакомец прервал своё исполнение, взглянул надменно на Крылова, и строго спросил: – Эти слова относятся ко мне? 

– Ну что вы! Как вы могли такое подумать, – ответил Крылов. – Это я сказал про того гугенота на сцене, который мешает мне слушать ваше пение!

Понедельник, 21 ноября 2022 18:52

Действенный метод запоминания от Хармса

Эта короткая история – о нестандартности мышления. Писатель, поэт и драматург Даниил Хармс, обладавший весьма специфическим мировоззрением, был большим мастером по созданию абсурдистских и эпатажных историй. Он любил нешаблонные идеи и небанальные фразы. Вот один яркий пример.

Хармс говорил: «Телефон у меня простой: 32-08. Запомнить его легко: тридцать два зуба и восемь пальцев»… Вот такой вот юмор. А может и не юмор вовсе. Удивительный факт: после столь странной методы люди запоминали этот номер хорошо. Сможете объяснить – почему? Почему не десять пальцев, а именно восемь?... А потому что! Вот в этом-то и заключается нестандартность мышления.

Тема сегодняшнего выпуска интернет-журнала «ПЗ» – истории о своеобразных и нешаблонных идеях и поступках:
Как простой садовник устроил горячий научный диспут
Что есть «Джоконда» с точки зрения циничного биохимика?
Уникальная методика тренировок с помощью муравьёв
«Фантом из Хайльбронна». Почему германская полиция прекратила поиски женщины-убийцы, подозреваемой в 40 преступлениях?

Не люблю писать о криминале. Для этого есть другие телепрограммы, многочисленные сериалы и всевозможные сайты. А мой тележурнал «НЗ» и интернет-журнал «ПЗ» – они ведь позитивные. Но криминальная история, о которой я хочу вам рассказать, особенная. Она тоже о стандартности и нестандартности мышления.

Начиная с 1993 года на территории Германии, Австрии и Франции было совершено 40 разнообразных преступлений, в том числе жуткое злодеяние в немецком городе Хайльбронне – там были убиты 6 человек. Одной из жертв убийцы стала женщина-полицейский. Её напарник получил несколько угрожающих жизни ранений и впал в кому. Позже он очнулся, но ничего не мог вспомнить из произошедшего. Оружие и наручники офицеров были украдены. После этого случая предполагаемый злоумышленник получил известность как «Фантом из Хайльбронна».

Люди, которые активно занимались или сейчас занимаются спортом (особенно спортом больших достижений) знают, что тренировки будущих чемпионов бывают разными. Их методики нацелены на различные цели: на наращивание мышечной массы или наоборот – на снижение веса, на увеличение силы, на развитие выносливости, на растяжку и так далее. Любой спортивный тренер помимо более-менее понятного всем силового и соревновательного методов, перечислит вам десяток методик с непонятными для непосвящённого человека названиями: интервальный метод, круговой, непрерывный, игровой, комбинированный, идеомоторный и даже некий загадочный аутогенный способ тренировок.

Однако, в истории мирового спорта была одна уникальнейшая методика подготовки к соревнованиям, которую кроме одного человека на всём земном шаре больше никто и никогда не применял. Это была тренировка с помощью… муравьёв. Злых и кусючих муравьёв, которые готовили спортсмена к… вот угадайте – к какому именно виду спорта они готовили? Правильный ответ – к биатлону! Вот тут у многих из вас может возникнуть вопрос: как именно маленькие насекомые, которые на зиму укрываются в своих муравейниках, могут помочь одерживать победы в зимнем виде спорта биатлоне?... А вот сейчас вы это узнаете.

Выдающийся немецкий врач, биохимик, иммунолог, бактериолог, основоположник химиотерапии и лауреат Нобелевской премии Пауль Эрлих в молодые годы был бунтарём. Во время учёбы, сначала в гимназии, а затем и в медицинской школе, он считался смутьяном и возмутителем общественных устоев. Пауль Эрлих обладал лёгким характером, нестандартным мышлением и не видел границ между возможным и невозможным. Он совершал странные поступки и фонтанировал необычными идеями, за что коллеги дали ему прозвище «доктор Фантаст».

Когда Пауль Эрлих ещё учился в гимназии, ему было задано сочинение на пространную тему «Жизнь – это мечта». Дерзкий юноша, в мировоззрении которого уже тогда проявлялась вполне определённая тенденция к своеобразному образу мыслей, кратко написал: «Мечта является результатом деятельности нашего мозга, иначе говоря, окисления его клеток. Мечты – нечто вроде фосфоресценции мозга»... Прочтя столь необычное сочинение, учитель словесности ужаснулся: – Разрази меня гром! Да ведь, с вашей точки зрения, бессмерт­ная «Джоконда» гениального Леонардо да Винчи – просто-напросто двести граммов красок, размазанных по холсту!

Шведский естествоиспытатель, ботаник и зоолог Карл Линней был директором Стокгольмского ботанического сада. Как-то раз к нему пришли его друзья-коллеги, чтобы осмотреть знаменитую коллекцию диковинных растений. Один профессор случайно прикоснулся к стеклянному шару, поставленному в качестве украшения перед фонтаном, и очень удивился: стекло было горячим с теневой стороны и холодным с солнечной. Учёный муж тут же поделился своим неожиданным открытием с остальными.

Солидные академики принялись и так, и сяк толковать об этом весьма странном физическом явлении. Один говорил об особой концентрации тепла в прозрачных шарах из стекла, другой – о преломлении солнечного света на границе двух различных сред, третий рассуждал о специфическом теплопоглощении и теплоизлучении предметов сферической формы. Начался горячий научный спор с различными гипотезами и предположениями…

Понедельник, 14 ноября 2022 19:46

Дама с каменьями

Последние годы своей жизни выдающаяся актриса Фаина Георгиевна Раневская часто болела. Как-то раз ей позвонил драматург Иосиф Прут, чтобы справиться о её самочувствии.

Страдавшая от острой боли Раневская ответила с присущим ей юмором: – Понимаешь, оказывается, у меня камни в почках. Написал бы ты, голубчик, для меня пьесу «Дама с каменьями».  

Тема сегодняшнего выпуска интернет-журнала «ПЗ» – театральные байки. Предлагаю вашему вниманию следующие интересные истории:
Два анекдота о театральном антрепренёре Дюкове
Любимые актёры драматурга Островского
Решающее мнение театрального сторожа
Что делать, если сломалась шпага?
Самозванец в роли Чацкого
Как революционер Овод во время своего расстрела тюрьму разрушил

 

Театральных баек об оружейных осечках – великое множество. Ну, это когда висящее на стене ружьё, вопреки замыслу автора, не стреляет в последнем акте пьесы. Константин Треплев в чеховской «Чайке» по техническим причинам не может совершить самоубийство. Дуэль Онегина и Ленского тянется-тянется, затем откладывается и Ленский остаётся жив. А обманутый жених Юлий Капитоныч Карандышев никак не может покарать неверную обманщицу – бесприданницу Ларису Дмитриевну. И всё из-за отсыревшего пороха, бракованных капсюлей, нерадивости реквизиторов или потому, что у техника-шумовика в самый кульминационный момент спектакля живот прихватило.

У замечательного актёра Евгения Александровича Евстигнеева в его театральной жизни тоже был курьёзный эпизод, связанный с ротозейством закулисных работников, которые отвечали за звуковые эффекты.

Понедельник, 14 ноября 2022 19:17

Самозванец в роли Чацкого

В некоем провинциальном театре ставили спектакль «Горе от ума». Долго репетировали, и вот наконец настал день премьеры. Народу набилось битком. Всё городское руководство присутствовало в зале. Местная пресса тоже пожаловала. Идя в ногу со временем, дабы не отставать от столичных веяний, дирекция театра повесила объявление, что перед началом спектакля, а также в антракте, зрители могут сфотографироваться с любимыми артистами.

Минут за пятнадцать до начала премьеры к исполнителю роли Чацкого подошёл молодой актёр, игравший в спектакле эпизодическую бессловесную роль в толпе гостей в доме Фамусова. Подошёл статист к ведущему артисту театра и попросил: – Володь, будь другом, дай мне костюм Чацкого из второго акта – я хочу с мамой сфотографироваться!.. А тот, весь такой в предпремьерном волнении, отмахнулся: дескать, иди, сам возьми.

Прозвучал третий звонок, спектакль начался, спустя несколько минут подошёл момент первого выхода главного героя. Слуга Фамусова произнёс: «К вам Александр Андреич Чацкий!..»… и тут… мимо стоящего в кулисах и готового выйти на сцену Чацкого… вихрем пронёсся молодой актёр из массовки, облачённый в костюм Чацкого из второго акта. Он, как положено, упал перед Софьей на колено, произнёс знаменитые строки: «Чуть свет – уж на ногах, и я у ваших ног!» и с жаром поцеловал девушке руку. Затем продолжил текст бессмертной пьесы:

 

Понедельник, 14 ноября 2022 19:07

Что делать, если сломалась шпага?

Эту театральную байку рассказал мне тележурналист Вадим Медведев – сын знаменитого ленинградского актёра Вадима Александровича Медведева, блиставшего на сцене Большого драматического театра Северной Столицы, а также сыгравшего множество ролей в кино. В том числе в экранизациях известных пьес Шекспира – «Гамлет» и «Двенадцатая ночь».

Уже говорил об этом однажды, и ещё раз повторю – очень жалею, что не записывал за Вадимом Медведевым-младшим его увлекательные истории из мира кино, театра и телевидения. Он знал их бесчисленное количество. Многие из них выветрились из моей памяти. А вот эта история – одна из немногих, которая задержалась в моей дырявой голове.

Итак… В некоем театре шла великая шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта». Наступил очень важный момент пьесы – сцена дуэли Тибальта и Меркуцио. Как вам известно, задира и бретёр Тибальт из рода Капулетти, кузен Джульетты, согласно сценарию, смертельно ранит шпагой Меркуцио – друга Ромео. Истекающий кровью Меркуцио произносит знаменитое проклятие:

Чума, чума на оба ваши дома!
Я из-за них пойду червям на пищу,
Пропал, погиб. Чума на оба ваши дома!...

Страница 35 из 189