Суббота, 16 сентября 2023 17:29

Байки о Сергее Мозалевском

Актёр Сергей Александрович Мозалевский был ветераном МХАТа (Московского Художественного академического театра). Мозалевский прослужил в знаменитом столичном храме Мельпомены со дня его открытия в 1898 году и до 1950 года. Шутка ли – 52 года на одном рабочем месте. Крайне редкий пример преданного и любовного отношения к своему делу.

Удивительный факт: малоизвестный широкой публике артист знаменитого МХАТа Сергей Мозалевский страшно шепелявил. Поэтому все полвека своей театральной деятельности он простоял в массовке. Без единого слова. Под конец своей жизни он превратился в памятник самому себе – ещё бы столько лет безупречной службы! И всё время стоя и молча. В день празднования 50-летия МХАТа на сцену вышли только два артиста, которые участвовали в самом первом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»: премьерша Ольга Книппер-Чехова и вечный бессловесный массовщик Сергей Мозалевский.

В те времена вышла мемуарная книга генерала Алексея Игнатьева «50 лет в строю». Мхатовские шутники говорили, что Мозалевский тоже пишет книгу, которая будет называться «50 лет стою»... Ну, книгу – не книгу, а кое-что вольготное профессиональный статист стал себе позволять... Однажды режиссёр Владимир Немирович-Данченко, настоятельно требовавший досконального знания каждым актёром биографии своего персонажа, увидел, как Мозалевский со скучным лицом переминается с ноги на ногу в толпе гостей в доме Фамусова. Режиссёр вспылил и накинулся на артиста: – Почему вы пустой, Мозалевский? Почему я не чувствую вашей биографии? Кто ваши родители, где вы родились, с чем пришли сюда?...

Суббота, 16 сентября 2023 17:24

Я сопротивлялась ему... И он меня убил!

В театрах регулярно случаются досадные ляпы с озвучкой выстрелов дуэльных пистолетов и прочего огнестрельного оружия. Осечки у реквизиторов нервируют актёров, выжигают нервы режиссёрам и забавляют зрителей. А иногда ляпы происходят с такими вещами, которые по природе своей НЕ могут давать осечек. Предлагаю вашему вниманию заметку о промахе с занавесом, который случился после рокового удара кинжалом.

В 30-х годах XIX века по всей Франции с неизменным триумфом ставилась пьеса Александра Дюма-отца «Антони». Сам автор утверждал, что «Антони – это не драма, не трагедия, а сцена любви, ревности и гнева». Любовь, ревность и гнев в этом спектакле приводят к тому, что в его конце главный герой по имени Антони закалывает кинжалом свою возлюбленную Адель. Финальная реплика невольного убийцы «Она сопротивлялась мне. И я убил её!» сопровождалась вздохами, рыданиями и потоками женских слёз в зрительном зале. Эта фраза стала знаменитой в театральной среде Франции.

И вот как-то раз один парижский театр давал эту пьесу в провинциальном городе Руане. В самом конце спектакля Антони нанёс своей любовнице роковой удар кинжалом, Адель замертво упала в кресло, в глубине сцены распахнулась дверь и к месту трагической развязки устремился муж «убитой» – полковник д'Эрвэ. Он воскликнул: – Негодяй!.. Что я вижу!.. Адель!.. Мёртвая!...

Суббота, 16 сентября 2023 17:21

Случай на «Ревизоре»

Онлайн-журнал «Театрал» рассказал забавную ретро-историю из культурной жизни южного города Таганрога.

20-го мая 1848 года зрительный зал городского театра был переполнен. Давали гоголевского «Ревизора». Едва закончился первый акт, на сцену взбежал настоящий местный городничий и стал кричать: «Кто написал этот пасквиль? Всех в тюрьму упрячу! Не позволю продолжать!»... А ведь городничий вполне себе мог это позволить – прекратить, запретить и упрятать! Очень, между прочим, крутая и всевластная у него была должность. Сейчас мало кто знает, что городничий – это не только глава городской администрации, но также и начальник всей полицейской власти с широчайшими полномочиями, в том числе судебными. Поэтому неудивительно что, увидев грозного градоначальника, актёры на сцене застыли в недоумении. Один из артистов пытался объяснить, что пьеса написана известным писателем Гоголем, что она разрешена цензурой, что её представляют в обеих столицах, и в доказательство даже показал книгу с напечатанным «Ревизором»… Однако чиновник не унимался и продолжал гневно орать: «Врёте! Это сговор против меня!»...

Эту историю можно было бы назвать курьёзной, если бы не её драматический финал. Скорее уж тут более уместно такое вот определение – редкостное, нелепое, досадное и трагическое происшествие.

Осенью 1944 года американская подводная лодка «Танг» вела охоту за японскими конвоями и в октябре оказалась в Формозском проливе. Это тот самый пролив между материковым Китаем и островом Тайвань, в котором в наши дни возникает напряжённость международных отношений. А в те времена в том регионе была не напряжённость, а самая настоящая война – с отправкой на дно морское вражеских судов и кораблей.

Американской субмарине «Танг» необычайно везло и у командира подводного корабля Ричарда О’Кейна были весьма веские причины гордиться собой и своим экипажем. 23-го октября 1944 года они атаковали японский конвой и уничтожили три танкера и два транспортных судна. Вечером 24-го октября была одержана ещё одна победа – взорваны торпедами два крупных судна – «Коген Мару» и «Мацумото Мару»а также повреждён один из военных кораблей эскорта. Это довело число судов, потопленных и повреждённых лодкой «Танг» за её восьмимесячную боевую службу до 33 единиц. Ни одна субмарина военно-морских сил США не могла похвастаться таким достижением, как, впрочем, и никакой другой американский корабль тоже. Рекордный результат «Танга» является самым успешным показателем среди всех подводных лодок Соединенных Штатов Америки за всю их историю.

На днях я обнаружил в Сети подборку интересных фотографий, на которых запечатлены весьма необычные военные учения. На этих ретро-снимках изображены раскоряченные солдаты с коньками на ногах, со стрелковым оружием в руках, со шлемами-«тазиками» на головах и с улыбками на лицах, демонстрировавшие отцам-командирам своё мастерство фигурного катания.

Судя по неловким позам некоторых воинов – с коньками они не сильно-то и дружили.
А вот полюбуйтесь-ка на них!

 

 

Очень меня позабавил один кадр. Фотограф умудрился поймать классный и весёлый момент: одного из солдатиков занесло в сторону, он наехал на колючую проволоку, схватился за столбик и… совершенно неизвестно – навернулся ли он, или-таки смог устоять. Глядя на его улыбающуюся физиономию, можно представить, как весело было этому воину. И его товарищам тоже. И какие шутейные слова они ему говорили.  

Извините меня за категоричность следующих рассуждений, может быть я и не прав, так как военных «академиев не кончал», однако с высоты своего далёкого военно-морского прошлого смею предположить, что ведение боевых действий на коньках лишено всяческого смысла и ничего кроме улыбки не вызывает. Это не война, а «Весёлые старты» какие-то. И самим поржать, и вероятного противника рассмешить...

Как вы думаете, может ли отважный поступок всего одного находчивого солдата, причём не крутого спецназовца, «рэмбо» какого-нибудь, а простого армейского трубача, спасти его войско от разгрома, принести победу в бою и даже изменить ход всей битвы? Что же такое героическое этот музыкант должен совершить? Какую мелодию исполнить? Вот сейчас вы это узнаете…

Эта удивительная история произошла в 1912 году во время малоизвестной у нас Первой Балканской войны. В тот год четыре государства – Сербия, Черногория, Греция и Болгария – создали военно-политический блок под названием Балканский союз. Вся его деятельность была направлена против Османской империи. 24-го октября 1912 года у северо-македонского города Куманово происходила важнейшая битва начального этапа той войны: 1-я сербская армия сошлась на поле боя с Западной турецкой армией. Всего (с обеих сторон) под Кумановом бились около 200 000 человек.

В так называемой Семинедельной австро-прусско-итальянской войне 1866 года участвовало 30 государств тогдашней «лоскутной» Европы. Помимо главных зачинщиков войны – Австрийской империи и Пруссии – на полях сражений бились их сателлиты и союзники: всевозможные немецкие королевства, герцогства, княжества, одно курфюршество (Гессенское) и четыре вольных города (Франкфурт, Бремен, Гамбург и Любек). Общие потери в том конфликте составили 172 400 человек. За семь недель войны – очень даже серьёзные потери.

В английском языке и в британском сообществе вот уже несколько столетий используется образное выражение «Взять королевский шиллинг». Оно означало и до сих пор означает согласие служить матросом или солдатом в вооруженных силах Великобритании. Как же эта фраза появилась?

В «старые-добрые времена» XVIII и XIX веков по владениям британской короны разъезжали вербовщики и всячески расписывали мужчинам призывного возраста захватывающие жизненные перспективы, которые ждут любого, кто вступит в ряды солдат или матросов Его или Её Величества. Бывало так, что того, кто не осознавал своего счастья и не соглашался служить добровольно, «призывали» насильно. Такой принудительно-силовой метод вербовки англичане называли press gang

Лучше всего вербовка проходила в тавернах, пабах и портовых кабачках за кружкой эля или пива, а ещё лучше – за стаканом джина или рома. Подвыпивший призывник выслушивал условия вербовки, и если соглашался вступить в доблестную королевскую армию, то в качестве аванса получал серебряный шиллинг с профилем монарха. Как правило этот шиллинг тут же и пропивался свежеиспечённым защитником интересов Британской империи. В процессе кабацкого рекрутинга слабо соображающий рекрут подписывал контракт, если был грамотным. Неграмотные ставили отпечаток пальца.  

Понедельник, 03 июля 2023 18:48

Адмирал, подайте катер!

Советский писатель, поэт, киносценарист и драматург Юрий Карлович Олеша, наиболее известный как автор романа «Три толстяка», очень любил проводить время в кафе московской гостиницы «Националь».

Однажды он, дойдя, так сказать «до кондиции», убывал из этого заведения в компании с таким же подвыпившим приятелем. При выходе он увидел человека в чёрной форме, изобилующей золотыми галунами и шевронами. Юрий Карлович подумал, что это швейцар и попросил его:
– Такси!
– Я не швейцар, я – адмирал! – рявкнул обладатель красивой формы.
– Ну, тогда подайте катер! – невозмутимо потребовал Олеша.

Тема сегодняшнего выпуска интернет-журнала «ПЗ» – исторические заметки. Предлагаю вашему вниманию следующие интересные истории:
Прототип циркачки Суок
Кто такие параСиты и чем они отличаются от параЗитов?
Смекалка Гольдштейнов: Сары Иосифовны и Бориса Эммануиловича
Голый революционер и надёжно спрятанные листовки

Ещё одна история о смекалке. Причём о сообразительности в экстремальной ситуации. В 1906 году, живя в родном городе Зарайске (Рязанской губернии) русский скульптор Анна Семёновна Голубкина принимала активное участие в революционной деятельности – она помогала распространять большевистские листовки.

Однажды в её мастерскую прибыл курьер из Москвы, который привёз только что отпечатанные в подпольной типографии листовки. Голубкина уложила их под станок – так называется подставка, на которой скульптор работает с большой скульптурой. Уже провожая курьера, Голубкина выглянула в окно и вдруг торопливо сказала: – Жандармы! Быстро раздевайтесь. Догола! Вы мой натурщик, и я вас леплю.

Пришлось борцу за светлое будущее полтора часа простоять нагишом посреди мастерской, пока полицейские делали обыск. Разумеется, заглянуть под станок, на котором Голубкина лепила фигуру своего «натурщика», им и в голову не пришло...

Страница 17 из 189