Понедельник, 09 октября 2023 19:35

Позорный «Орден Черепахи»

Кстати, о почте и черепахах. Эта заметка также годится для традиционной рубрики «История одной фотографии». На просторах Рунета мною обнаружено очень интересное фото из города Свердловска, то бишь Екатеринбурга. Взгляните на заглавный снимок (его можно «раскрыть» – увеличить, кликнув по нему).

Этот кадр в 1931 году сделал фотограф Михаил Пришвин. Место съёмки – перекрёсток тогдашних улиц Ленина и Карла Либкнехта. До революции в этом здании располагался отель «Гранд Авеню», а в советские годы в нём было устроено отделение почты. Жителям города оно было известно тем, что обслуживали там население из рук вон плохо. Не просто плохо, а отвратительно. Над входом в отделение висит уникальная награда «Орден Черепахи», присвоенная за самое медленное обслуживание.

Этот позорный орден в 1930-е годы вручался по всей стране самым отстающим подразделениям не только советской почты, но и другим предприятиям народного хозяйства: заводам, фабрикам и колхозам. Вот ещё парочка снимков, иллюстрирующих «награждение» нерадивых работников «за черепашьи темпы и скверное качество работы» – один переходящий «Орден Черепахи» висит у дверей почтамта (вроде бы как московского), а вторая «награда» находится перед входом в Сергеевский сельсовет, Донецкой области, УССР.

Весьма интересна формулировка «наградных документов» на необычный орден внушительных размеров. Так, например, одна из табличек в Свердловске гласит, что «Орден Черепахи» вручён «почтово-телеграфной конторе, за рабские темпы в ликвидации производственных прорывов и плохую постановку шефской и военной работы». А рядом, на соседних табличках прописаны чёткие условия, когда будет снят позорный орден: «Пока не будут ликвидированы все прорывы», «Изжиты прогулы и опоздания на работу», «Поставляться корреспонденции в установленный срок», «Полностью изжиты искажения телеграмм», «Вовлечены работники в ударные бригады», «Собраны 75 рационализаторских предложений», и так далее...

У известного турецкого художника, археолога и основателя Академии изящных искусств в Стамбуле – Османа Хамди-бея – есть одна очень интересная картина. Её название наверняка вызовет у вас улыбку – «Дрессировщик черепах». Да-да, именно дрессировщик! Именно черепах! Была такая редкая и непыльная должность во дворце султана Османской империи. Сами понимаете, дрессировка неуклюжих и медлительных черепах – занятие не только комичное для окружающих, но ещё и совершенно бесперспективное. Для такой работы требуются большое терпение и чрезвычайное усердие. Это вам не укрощение тигров да львов, тут особый подход нужен! Видимо для этого дрессировщик применял турецкий барабан наккаре, переброшенный у него за спину, а также играл на духовом музыкальном инструменте под названием най – это такая народная флейта, на картине она в руках у укротителя.

Не самая плохая работёнка для сурового времени с жестокими нравами: дуй в тростниковую дудочку, стучи в барабан и наблюдай, как резвятся шустрые черепашки. Но! Вопрос не КАК шла дрессировка, а ЗАЧЕМ? Как вы думаете, для чего при дворе турецкого султана выращивали и тренировали черепах? Неужели для цирковых выступлений? Представляете себе цирковой номер, который длится часов этак восемь? Может быть, черепах приспосабливали для каких-то военных целей? Или секретных спецопераций? Для хитросплетённых дворцовых интриг типа вот этого: под покровом чёрной южной ночи черепашки-ниндзя должны были тихонько прокрасться в покои неугодного вельможи (или нежелательного претендента на престол) и коварно устранить его. Нунчаками отмолотить, как в знаменитом американском мультике. Ну, или отравить, например… Вот для чего ещё нужны были эти «проворные» животные?..

Кстати, о вредных жучках. Ещё в прошлом веке у английского существительного bug было чёткое и однозначное значение, связанное с миром букашек. Bug – это насекомое, жук, жучок, клоп, ну и прочие мелкие козявки. В наши дни слово баг обозначает также ошибку, сбой, глюк. В основном ошибку компьютерных программ, компьютерных игр, вычислительной техники и мобильной связи. Даже технические неполадки другого электронного оборудования сегодня тоже иногда называют багами. Что общего между насекомыми и программными ошибками? Какая между ними может быть связь?

Оказывается, слово «жучок» в значении «неопределённой технической ошибки» употреблялось задолго до появления компьютеров. В конце XIX века работники американских телеграфных и телефонных компаний называли жучками неполадки с электрооборудованием и радиотехникой.

В небольшом американском городе Энтерпрайзе, который находится на самом юге знойного штата Алабама, имеется очень необычный памятник. В центре городка установлен фонтан, посреди которого на высоком постаменте с двумя шаровидными фонарями возвышается статуя женщины в античной одежде. Это Церера – древнеримская богиня Урожая и Плодородия. Необычность этого монумента заключается в том, что покровительница сельского хозяйства, ответственная за произрастание и созревание полезных растений, держит на своих вытянутых вверх руках не картофель, не сою или кукурузу – как наиболее уместные символы фермерской алабамщины, а фигуру мерзкого жука-долгоносика.

Чем же этот пакостник заслужил такую честь? Памятник насекомому-вредителю в сельскохозяйственном регионе – это ведь какая-то глупость… абсурдная бессмыслица!... Чтобы понять причину уважения жителей Энтерпрайза к долгоносику, надо совершить экскурс в историю. На протяжении долгого времени (а именно в XIX и в начале XX веков) местные крупные плантаторы и мелкие фермеры выращивали хлопок. Хлопок и только хлопок. Он был основой экономики американского Юга. Зачем заморачиваться всякими другими культурами, если Бог подарил Алабаме хлопок? На который всегда был высокий спрос и хорошая цена.

А давайте сейчас вспомним о самой долгой, самой длинной и самой нервной пробке в вашей жизни. Я имею в виду пробку транспортно-автомобильную. Наверняка у каждого из вас есть что вспомнить о длительном стоянии на дороге, с матерной руганью в адрес особо наглых «обочечников», с вдыханием поднятой ими пыли, с ароматом выхлопных газов, с остатками бензина на самом дне бензобака, со сдыхающим аккумулятором, да ещё и по жаре – в машине без кондиционера, но зато с закипевшим движком.

Те, кто летом ездил на своём автомобиле на юга, много чего интересного могут рассказать об утомлении солнцем в бесконечных пробках вдоль черноморского побережья или на границах-таможнях соседних государств. А те, кто зимой попадал в снежную западню, хмыкнут, снисходительно улыбнутся и скажут, что ваше летнее жаркое стоялово – это всё фигня и ерунда, не то, что затор в холодрыгу на горной дороге из-за пурги или лавины. Даже не знаю, что из этих двух вариантов хуже. Лично у меня абсолютный рекорд – это стояние в питерской пробке во время репетиции военного парада (были обездвижены все улицы, проспекты, набережные и мосты в центре города) в итоге я преодолел 5 километров за 5 часов. Тот самый случай, когда ползком, по-пластунски, и то быстрее.

Короче, прошу вас сейчас вспомнить о своих самых крутых дорожных пробках с максимальным сгоранием нервных клеток. Вспомнили?... А теперь сравните те свои потрясения со следующей информацией: самая долгая пробка в истории современного человечества длилась 8… нет не часов, и не дней, и даже не месяцев, а 8 лет!..  И стояли в ней не автомобилисты, а моряки. На своих судах. Прямо-таки чувствую ваше удивление: как морские суда могут стоять в пробке, да ещё и 8 лет? Вода-то ведь кругом! Обходи эту пробку хоть слева, хоть справа. Или давай полный ход назад. Однако в той ситуации это было невозможно. Потому как эта пробка образовалась в Суэцком канале.

Вы когда-нибудь бросали в море бутылки с письмами? Ну, для романтизма или ради шутки. Типа, моё судно в жестоком шторме разбилось о рифы, выжил только я один, сижу вот на необитаемом острове, покусанный акулами, доедаю последний ботинок, координаты не знаю, спасите-помогите. Не знаю как у вас, но в моей биографии было подобное дурачество: в молодые годы, во время отдыха на жарком южном песочке, я со своими товарищами состряпал душещипательное письмо о невероятных приключениях на необитаемом острове, вложил послание в пустую стеклянную бутылку из-под шампанского, запечатал её и бросил в воду.

Вот только есть один нюанс. Дело было не на морском берегу, а на берегу… Днепра… а точнее – на одном из пляжей огромного Кременчугского водохранилища. Вряд ли моё шутейное послание о попадании нашей весёлой компании в плен к злым пиратам доплыло до моря. Застряло где-нибудь в камышах у плотины и заросло тиной. Хотя… вполне возможно, какой-нибудь рыбак интереса ради вытащил бутылку из воды, а потом получил удовольствие от прочитанного – наверняка он был удивлён замысловатости злоключений компании молодых оболтусов.

К чему это всё я вам рассказал?.. А вот к чему.

В мае 1913 года 20-летний житель Берлина Рихард Платц вложил в пустую пивную бутылку почтовую открытку и две марки. Он не стал баловаться и придумывать всякую… ерунду. Потому что был серьёзным и законопослушным молодым человеком. Он просто, без всяких затей, написал на листочке бумаги своё имя и домашний адрес, и попросил того, кто обнаружит его послание, вернуть ему по указанному местожительству. После чего зашвырнул бутылку в холодные воды Балтийского моря. У стеклянной бутылки было очень мало шансов «выжить» в этом суровом мире. Штормы, волны, прибрежные камни да скалы быстро бы совершили своё мокрое дело...

Знаменитый гроссмейстер Гарри Каспаров как-то похвастался, что ему везёт на тринадцатое число. Он родился 13-го апреля, он 13-й по счёту чемпион мира и т.д.
Но и у Небесной Канцелярии тоже есть чувство юмора.

Каспаров долгое время имел самый высокий рейтинг Эло за всю историю шахмат. Для справки: система рейтингов и коэффициентов Эло, которую разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло – это математический метод расчёта относительной силы игроков. Гарри Каспаров достиг максимального рейтинга в 2851 пункт. Так вот, этот замечательный рекорд человека, которому везло на число 13, продержался 13 лет и был побит другим гением шахмат – норвежцем Магнусом Карлсеном в 2013 году.

Тема сегодняшнего выпуска интернет-журнала «ПЗ» – интересные истории из жизни великих шахматистов. Предлагаю вашему вниманию следующие заметки:
Следите за… ушами!
Во всём виновата бывшая жена
Любовь прекрасна!
Пусть капиталисты платят!
Пришлите другую переводчицу!
Никакой рекламы с участием Бобби Фишера!
Благородные поступки Фишера
Простота душевная, трудности перевода или намеренный поступок?
Что труднее: быть журналистом или гроссмейстером?

Чехословацкий и советский шахматист, заслуженный мастер спорта СССР, гроссмейстер и международный арбитр Саломон (Сало) Флор был к тому же ещё и довольно известным журналистом. В 20-30-е годы он писал статьи для чешских газет. В послевоенное время Флор три десятка лет был шахматным обозревателем очень популярного в Союзе журнала «Огонёк».

Однажды его спросили: Саломон Михайлович, трудно ли быть журналистом?

И Флор ответил: – Во всяком случае, легче, чем гроссмейстером. Наблюдать со стороны и критиковать других гораздо проще, чем играть самому.

 

Талантливый советский шахматист, трёхкратный чемпион Ленинграда, четырёхкратный чемпион СССР, неоднократный претендент на звание чемпиона мира, победитель около ста международных турниров Виктор Львович Корчной в 1976 году, находясь на турнире в Амстердаме, отказался возвращаться в СССР и попросил политического убежища в Нидерландах. Невозвращенца Корчного в советской прессе стали клеймить позором и называть предателем.  

Спустя некоторое время после бегства Корчного за границу, в том же 1976 году, в Польше проходил турнир, в котором участвовали советские гроссмейстеры Давид Бронштейн и Айварс ГипслисВ один из дней им позвонил из Москвы известный советский шахматный функционер, заместитель председателя Шахматной федерации СССР и бывший военный юрист Виктор Батуринский. Спортивный чиновник со званием полковника юстиции вежливо предложил товарищам Бронштейну и Гипслису подписать коллективное письмо, осуждающее перебежчика, предателя и негодяя Виктора Корчного...

Вторник, 26 сентября 2023 16:18

Благородные поступки Фишера

Вместе с тем экстравагантному Роберту Фишеру были свойственны определённое благородство и доброта. Вот два характерных примера.

Когда Фишеру было около десяти лет, мать отвела его в Бруклинский шахматный клуб, хозяином которого был Джон Уильям Коллинз. Это был большой любитель шахмат, писатель и шахматный педагог. Именно этот человек, прикованный к инвалидной коляске, стал первым наставником юного гения. Бобби Фишер проникся к своему первому тренеру чувством глубокой благодарности. Чуть позже Фишер начал играть партии на деньги, со ставкой в один доллар, и 25 центов с каждого выигрыша он отдавал Джону Коллинзу.

В 1962 году на тропическом острове Кюрасао в Карибском море проходил турнир претендентов. Вскоре после начала соревнований советский гроссмейстер и 8-й чемпион мира Михаил Таль заболел и оказался в больнице. У него были серьёзные проблемы с почками.

Так вот, единственным гроссмейстером из участников того турнира, который навестил больного Таля в госпитале, оказался американец Роберт Фишер. А ведь от СССР там ещё выступали Пауль Керес, Тигран Петросян, Ефим Геллер и Виктор Корчной. Душевные фотографии визита Фишера к больному Талю обошли многие мировые издания и стали знаменитыми. Навестить старого друга в больнице и поднять ему настроение – это бесценно.

Страница 15 из 189