Материалы отфильтрованы по дате: Среда, 18 октября 2017

Среда, 18 октября 2017 15:12

Мнимый слепой

Когда гроссмейстер Фридрих Земиш проводил сеанс одновременной игры «вслепую», одна пожилая дама в зале долго и пристально наблюдала за ним.

Она, почти не двигаясь, внимательно вглядывалась в лицо Земиша, не обращая никакого внимания на происходящее на шахматных досках.

Спустя довольно продолжительное время она неожиданно, с высокомерным видом триумфатора, обратилась к организаторам сеанса тоном, не приемлющим возражений: "Вас всех обманывают. Он вовсе не слепой! Он всё видит!"…

Опубликовано в Истории

Эта история на протяжении вот уже ста лет приводит в восторг одновременно любителей шахмат, шашек и карточных игр.   

Что такое слепая игра я уже рассказывал, но на всякий случай повторю. Игра вслепую – это когда маэстро-гроссмейстер играет сразу со многими противниками, не глядя на доски, и держа все ходы в своей памяти. 

В 1902 году особое внимание шахматного сообщества было обращено на один такой сеанс игры вслепую, который давал американский шахматист Гарри Пильсбери. Уникальность того выступления заключалась вот в чём: на 12-ти досках Пильсбери вслепую играл в шахматы, на 6-ти досках – в шашки и ещё на одном столе – партию в карточную игру вист.

Опубликовано в Истории

Сегодня ни один серьёзный шахматный поединок невозможно представить без использования игроками специальных часов. Однако, несмотря на многовековую историю шахмат и их постоянное развитие, первые механические шахматные часы появились только лишь в 1883 году на турнире в Лондоне. До этого все партии в официальных матчах игрались без какого-либо контроля времени. Участники имели неограниченные возможности для размышлений и анализа позиции прямо за доской.

В связи с этим шахматная история помнит множество партий, затянутых до невозможности. Иногда отсутствие контроля времени приводило к просто-таки абсурдным и комичным ситуациям.

Опубликовано в Истории
Среда, 18 октября 2017 14:50

Раньше шахматы были веселей!

Требование тишины во время проведения шахматных турниров не всегда было обязательной нормой. В XIX веке, на заре становления шахмат как официального спортивного соревнования, не было таких строгих регламентов как в наше время. Игрокам разрешалось не сдерживать эмоции. Они имели право не сохранять внешнее хладнокровие. Соперники даже могли активно общаться между собой и со зрителями.

Ярким примером непринуждённого поведения может служить соревнование  между французом Луи Лабурдонне и ирландцем Александром Мак-Доннеллом в 1834 году, проходившее в Лондоне. Это уникальное состязание длилось почти 5 месяцев, состояло из шести матчей, в которых в общей сложности было сыграно (обращаю ваше внимание!) 85 партий!

Опубликовано в Истории
Среда, 18 октября 2017 14:45

Шахматный болтун

Австрийский художник и декоратор Ганс Макарт весьма охотно играл в шахматы, но при этом очень не любил, когда его партнёр во время игры произносил хотя бы одно слово. Макарт требовал от своих противников соблюдения полнейшей тишины.

Однажды некий господин, давно желавший лично познакомиться с художником Макартом, решил втереться к тому в доверие при помощи шахмат. Дескать, сыграю с ним несколько партий, познакомлюсь и подружусь – думал тот человек. Он был заранее предупреждён о странности художника и его любви к идеальной тишине во время игры. Партия между ними протекала при глубоком молчании: партнёры даже не произносили слова «шах», вместо этого они просто тихонько дотрагивались рукой до короля противника.

Игра близилась к концу. В результате Ганс Макарт проиграл, и его противник возвестил об этом окружающих двумя обычными словами: «Шах и мат!». Художник Макарт недовольно поднялся с места и смешал на доске фигуры.

- Болтун! - резко сказал он своему противнику и повернулся к нему спиной.

Долгожданное знакомство ужасного болтуна с известным художником не состоялось.

 

Опубликовано в Истории
Среда, 18 октября 2017 14:31

Ласкер и забытый им адрес

Ещё одна забавная история о рассеяности великих шахматистов.

Однажды второй по счёту чемпион мира Эмануэль Ласкер прибыл в Париж и остановился в комфортабельном пансионате. Этот уютный отель ему посоветовал один лондонский друг. 

Оставив свой багаж в номере, Ласкер направился в знаменитое кафе «Режанс» (неформальный центр европейской шахматной жизни того времени), в котором провёл весь вечер до полуночи.

А после полуночи Ласкер вдруг осознал, что не помнит ни названия пансионата, в котором он остановился, ни тем более его адреса. Ну, делать нечего, не искать же в потёмках отель, пришлось ему тогда переночевать где-то поблизости от кафе «Режанс».

Опубликовано в Истории

Однажды чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети давал сеанс одновременной игры на двадцати девяти досках, причём делал это вслепую – то есть, не глядя на них, и держа в уме все ходы. Для начала XX века это было безусловным рекордом. Рихард Рети сидел спиной к играющим, ему озвучивали действия соперников, а маэстро совершал свои ответные ходы. И всё это, ещё раз повторяю – не глядя на 29 досок!

Напряжённый сеанс длился несколько часов. В итоге большинство партий Рети выиграл.

По окончании игры гроссмейстер, собираясь домой, забыл в зале свой портфель. Его обнаружили поклонники таланта, восхищённые игрой великого шахматиста. Когда они принесли гроссмейстеру его забытый портфель, то он, неловко улыбнувшись, сказал:

- Спасибо большое! Какая же у меня ужасная память!

 

Опубликовано в Истории
Среда, 18 октября 2017 14:19

Шах и мат королю

Слово «шахматы» происходит из персидского языка: «шах мат», что означает «шах умер» или «правитель погиб». Многие венценосные особы любили эту древнюю игру, но мало кто из них любил проигрывать. К тому же не многие придворные рисковали ставить шах своему монарху, не говоря уже про мат.    

Однажды французский король Людовик XV во время шахматной партии с одним из своих приближённых, задумался над возникшей позицией, и  обратился к присутствующему в зале герцогу де Грамону: «Как самый сильный шахматист двора, скажите, на чьей стороне шансы в этой позиции?»

Де Грамон в тот момент сидел к королю спиной и находился от него на приличном расстоянии. Он что-то обсуждал с другими вельможами и не следил за ходом игры.  Но, тем не менее, герцог моментально ответил: «Все шансы на стороне вашего противника, сир»

Людовик очень удивился: «Но ведь вы даже не взглянули на доску!»...

Опубликовано в Истории

Вы наверняка сами в своей жизни сталкивались с неадекватной реакцией игроков на проигрыш. Хоть в шахматы, хоть в карты, в бильярд или в нарды. Добавьте сюда современных психованных компьютерных игроманов. Я однажды был свидетелем одной совершенно безобразной сцены, в которой после поражения был сломан бильярдный кий и разбит фонарь над столом.

Вспомните фрагмент из замечательного фильма «Джентльмены удачи» в котором после фразы «Лошадью ходи, век воли не видать!» ухи-ухи-ухи противника были зажаты шахматной доской.

Доской, да по голове – это, оказывается, древняя традиция!

В суровые средневековые времена вокруг шахмат кипели нешуточные страсти. Иногда очень опасные для жизни и здоровья. Ведь обладатели шахматных фигур имели в своём распоряжении такие неприятные для соперника предметы как мечи, топоры и арбалеты. Выиграл у своего господина – и радуйся, что по голове получил доской, а не булавой.

Приведу об этом несколько старинных примеров. 

Опубликовано в Истории

Однажды на шахматном турнире в аргентинском городе Мар-дель-Плата  советский гроссмейстер эстонец Пауль Керес в первом туре играл с чилийцем Хоакином Гутьерресом. Наш спортсмен попал в совершенно проигрышное положение. Шансов у него не то, что на победу, даже на ничью не было никаких.

В это время к сопернику – к чилийцу Гутьерресу стала часто подходить его жена Елена и о чём-то с ним оживлённо беседовать. Судя по её поведению, речи и жестам, она, видать, предвкушала скорую победу мужа и всячески его поддерживала. Но случилось странное – вместо моральной помощи произошло обратное – после бесед с женой чилиец вдруг стал нервничать, психовать, растерял всё свое преимущество и еле-еле свёл партию вничью. А ведь победа была уже в его кармане!

Как выяснилось позже, Хоакин Гутьеррес перед игрой пообещал своей прекрасной Елене купить шубу, если он выиграет партию у Кереса. Когда положение советского шахматиста Пауля Кереса стало совершенно бедственным, жена чилийца стала объяснять своему мужу, какая именно шуба ей нужна.

Дообъяснялась! Лучше бы молчала. И тогда бы щеголяла в новой дорогой шубе.

Опубликовано в Истории