Итальянский композитор Джоаккино Россини обладал весьма необычным чувством юмора. Он был большим шутником не только в жизни, но и в музыке. Мало кому известно, что он написал популярные в своё время произведения с очень странными названиями.

Судите сами. Вот несколько удивительных названий его пьес: «Моя утренняя гигиеническая прелюдия», «Астматический этюд», «Судорожная прелюдия», «Четыре закуски и четыре десерта», «Конвульсивная прелюдия» и даже «Болеутоляющая музыка - прелюдия для рояля».

Самое длинное и самое странное название пьесы Россини на медицинскую тему – это «Прогулка из Пасси в Курбевуа, которую следует совершать гомеопатически».

Но первое место, на мой взгляд, принадлежит просто шедевральному музыкально-аптечному названию – «Маленький вальс касторки». Даже боюсь себе представить, как можно танцевать вальс после приёма касторового масла, которое является сильным слабительным средством.

Понедельник, 20 июля 2020 17:13

Как отличить оператора от императора

Знаете ли вы, чем оператор отличается от императора?

Кстати, когда я задал этот вопрос в телестудии во время записи программы «Невредные заметки» №224, то мой старый товарищ – замечательный оператор Сергей Парфимович, стоявший у камеры, сначала приосанился и возгордился, а потом тихонько произнёс, что оператор отличается от императора только зарплатой… Шутки-шутками, но разницу между двумя профессиями вы сейчас узнаете.

Но сначала информация из разряда «в копилку эрудиту»: в стародавние времена в Европе, да и в России тоже, врачей-хирургов иногда называли операторами. Сейчас это подзабылось, и только медицинские термины «операция» и «операционная» напоминают о происхождении редкого синонима к понятию «режущий доктор».

Ленинградский актёр театра и кино Вадим Александрович Медведев очень любил отдых на воде. Благо её в городе на Неве хоть отбавляй. Для прогулок по многочисленным рекам и каналам Северной Столицы у Вадима Медведева был вместительный катер с мощным мотором. Однажды, 6-го июня 1974 года, прекрасной белой ночью в этот катер погрузилась весёлая компания звёздных артистов.

Помимо самого Вадима Медведева там были: его жена, актриса ленинградского БДТ (Большого Драматического Театра) Валентина Ковель; любимец миллионов советских зрителей Андрей Миронов; сводный брат Миронова – балетмейстер и писатель Кирилл Ласкари; всесоюзно знаменитый актёр Владислав Стржельчик; а также театрально-эстрадный артист и антрепренёр Рудольф Фурманов.

Понедельник, 13 июля 2020 13:18

Эх, яблочко!

В 1960 году молодой начинающий артист Георгий Штиль, ещё будучи студентом театрального института, впервые вступил на сцену ленинградского БДТ (Большого драматического театра). Его ввели в массовку в спектакле «Гибель эскадры»Это была пьеса о печальной странице в нашей военно-морской истории – о затоплении летом 1918 года у Новороссийска 17-ти кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота. Трагическое событие, которое произошло в Цемесской бухте, носит говорящее название «черноморская Цусима» и служит одним из самых ярких доказательств той глубины внутреннего раскола и неразрешимых противоречий, которые переживала Россия в первые послереволюционные месяцы и годы.

Напомню, согласно договорённостям, Советское правительство должно было передать Германии свой Черноморский флот, однако не хотело этого делать. Исполнявший обязанности командующего ЧФ капитан 1-го ранга Александр Тихменев получил официальный приказ привести корабли флота из Новороссийска в Севастополь, чтобы передать их немецким войскам. Он также получил секретный приказ затопить их в бухте Новороссийска. Тихменев после продолжительного раздумья и обсуждения с корабельными комитетами приказал всем кораблям идти в Севастополь. Экипажи многих кораблей отказались делать это и затопили их... В общем, спектакль был о моряках-большевиках и их борьбе с силами контрреволюции.

Как и у всякого человека, у баснописца Ивана Андреевича Крылова были не только друзья, но водились также и неприятели. Одним из них был граф Дмитрий Иванович Хвостов – очень интересная и противоречивая историческая личность.

Хвостов тоже писал стихи, но его трудно зачислить в соперники Крылова, ибо они находились, так сказать, «в разных весовых категориях». Если о Крылове все современники отзывались как о великом таланте, то вот Хвостова считали обычным графоманом. Над ним подшучивали, его постоянно разыгрывали и посвящали ему колкие эпиграммы. В столичной среде острых на язык литераторов граф Дмитрий Хвостов имел обидное прозвище – Митюха Стихоплётов.

 

 

Большую работу проделали авторы книги «Неизвестные байки старого Петербурга» Юлия Дягилева и Денис Сысоев, разбирая старые печатные архивы. Они перелопатили и перечитали огромное число пожелтевших от времени газетных и журнальных страниц, и отобрали для нас самые интересные житейские истории конца XIX-го и начала XX-го веков. Предлагаю вашему вниманию одну из них.

Около ста лет назад среди петербуржцев довольно долго ходили таинственные разговоры о зловещем приведении на некой заколдованной даче. Причём слухи были небезосновательными. Действительно, в одном из северо-западных пригородов столицы, в стороне от других дачных участков, в густых зарослях крапивы и чертополоха стояла заброшенная постройка, напоминающая скорее неказистый сарай, чем некогда жилой дом. Время от времени из этого строения раздавались такие невероятные по своей природе жуткие звуки, что обитатели соседних дач вечерами старались обойти стороной страшный дом. 

Когда-то давным-давно этот теремок принадлежал местному старосте. И он даже умудрялся его сдавать. Но постояльцы не желали оставаться в его развалюхе больше десяти дней, жалуясь на непригодные для жизни условия. Однажды у одного съёмщика, который был артистом-музыкантом, произошёл конфликт с хозяином. Тот требовал оплату вперёд, а артист вытолкнул старосту взашей, между делом ткнув его пару раз носом в дыры и щели в гнилых стенах. Скоро после скандала съёмщик собрал вещи и съехал. С того дня дача и начала издавать зловещие звуки...

Понедельник, 06 июля 2020 15:03

Уютное местечко для распевки

Однажды знаменитый эстрадно-оперный певец Георг Карлович Отс давал сольный концерт в одном из сёл советской Эстонии. В колхозе, куда его пригласили, был большой праздник – селяне только что построили себе новый просторный клуб. Однако когда под вечер артист и его аккомпаниатор приехали, оказалось, что новый действительно красивый и просторный клуб вместить всех желающих не может: слишком много в него набилось людей. О предстоящем выступлении Георга Отса прослышали работники соседнего совхоза и значительно пополнили собой число зрителей-слушателей. Поэтому было решено перенести концерт на открытый воздух.

Пока оборудовалась импровизированная сцена, певец стал искать укромное место, где бы он мог подготовиться к концерту – распеться. Но куда он ни смотрел, всюду были люди. Внезапно его взгляд упал на красивое большое здание с широким входом, расположенное в потёмках недалеко за огородами.

– Вот где я смогу распеться! – показал Георг Карлович своему музыканту, и они оба направились к зданию. В тихом и безлюдном месте зазвучал приятный лирический баритон: – Позвольте просить Вас позабыть на время, что пред вами паяцы…
– с душой начал петь Георг Карлович…

Понедельник, 06 июля 2020 14:49

Неправильно понятая телеграмма

Жизнь любого актёра – это сплошное ожидание: новой роли, кинопроб, репетиций, премьерных спектаклей, озвучивания, дубляжа, встреч со зрителями. Но самым тягостным для артиста бывает ожидание начала съёмок, особенно если они по какой-либо причине задерживаются.

В этом плане популярному актёру Вячеславу Невинному везло – в 70-80-е годы он был просто нарасхват. Так, например, в 1975-м он играл в трёх театральных спектаклях в своём родном МХАТе, снимался сразу в четырёх картинах различных студий и озвучивал несколько мультфильмов. Голос медвежонка из знаменитого мультика «Ёжик в тумане» – это узнаваемый голос Вячеслава Невинного. А самой известной в тот год киноролью артиста стал колоритный продавец прохладительных напитков в эксцентрической новелле Леонида Гайдая «Преступление и наказание». Забавное совпадение названия ленты с фамилией актёра, не правда ли: «Преступление и наказание» и НевинныйВ той короткометражке Вячеслав исполнил песню, полюбившуюся миллионам советских зрителей, в которой прозвучали слова, ставшие крылатыми: «Губит людей не пиво, губит людей вода».

Понедельник, 06 июля 2020 14:35

Парик Спартака


Если у 100 человек спросить какая самая знаменитая кинороль у советского артиста Спартака Мишулина, то наверняка 99 ответят, что это яркий образ Саида в ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Оставшийся 1 человек назовёт либо Карлсона, либо пана Директора.

Одинокий воин-мститель Саид, запустивший в наш народ крылатое слово «Стреляли…», по традиции среднеазиатских народов был побрит наголо. А для повседневной жизни между съёмками актёру Спартаку Мишулину сделали парик. Не столько для красоты, сколько для конспирации.

Всё дело в том, что Спартак играл роль Саида втайне от своих коллег по Московскому театру Сатиры, потому как худрук театра Валентин Плучек категорически запрещал своим артистам сниматься в кино в разгар театрального сезона. Вот поэтому побритый налысо Мишулин, возвращаясь в театр, скрывал отсутствие волос под густым париком.

 

Отцом актёра Андрея Миронова был Александр Семёнович Менакер – популярный эстрадный артист и обладатель весьма оригинального чувства юмора.

Как-то раз Александр Менакер повёл десятилетнего Андрея в цирк. И вдруг решил то ли разыграть сына, то ли преподать ему урок актёрского мастерства, то ли наполнить жизнь своего отрока новыми яркими впечатлениями. При входе в здание цирка Александр Семёнович стал растерянно шарить по карманам и сообщил Андрюше, что… потерял билеты. А потом предложил проникнуть на представление «зайцем». Андрей, конечно же, согласился. А что ему ещё оставалось делать?

Отец с сыном (как заправские шпионы) прошмыгнули через служебный вход, долго плутали по цирковым коридорам, прятались по закоулкам, лезли через конюшни, пугая лошадей, и сами пугались, прячась от служителей. Мальчик Андрей дрожал, но не подавал вида, он храбро преодолевал все препятствия. Иногда отец угрожающим шёпотом предупреждал: «За нами гонятся!», хватал сына в охапку и бросался с ним в тёмные углы. Таинственная парочка сидела там, затаив дыхание пережидала опасность, и спустя несколько минут осторожно вылезала, озираясь по сторонам. Наконец они попали в зрительный зал, и сели, как сказал Менакер, на чужие места. В начале цирковых выступлений Андрей всё время тревожно крутил головой, ожидая, что их сгонят с кресел...

Страница 78 из 187