Вторник, 26 сентября 2023 15:30

Во всём виновата бывшая жена

Эта история будет в продолжение предыдущей – о матче за звание чемпиона мира по шахматам 1951 года между Ботвинником и Бронштейном. Кстати, спустя годы Давид Бронштейн в различных своих интервью неоднократно и более чем прозрачно давал понять, что он умышленно тогда слил Ботвиннику решающую предпоследнюю партию и весь матч в целом, намекая, на очень тесные отношения Ботвинника с самим Сталиным.

Надо особо отметить, что по итогам 5-й партии того турнира Бронштейн побеждал действующего чемпиона мира Ботвинника. А вот 6-ю партию проиграл. Этому досадному поражению он нашёл весьма своеобразное объяснение в стиле французской идиомы «cherchez la femme», то бишь «ищите женщину» – это когда у мужчины возникают проблемы, то в них всегда виновата женщина. Вот как Давид Бронштейн вспоминал о своей обидной неудаче: «Как я зевнул в 6-й партии чудовищно, в один ход? Всё было очень просто. Перед доигрыванием, выйдя на утреннюю прогулку, я неожиданно столкнулся со своей женой Ольгой Игнатьевой, с которой уже фактически был в разводе. Слово за слово, мы начали “цапаться” и так продолжалось едва ли не час. А тут ещё секунданты требуют играть на выигрыш. Так в растрёпанных чувствах я и начал доигрывать эту злополучную партию»...

Вторник, 26 сентября 2023 15:21

Следите за… ушами!

Серьёзные игроки в настольные игры (а именно в шахматы, шашки, карты и даже в домино) знают, что в важных партиях надо уметь сохранять каменное выражение лица, особенно когда на кону стоит хороший приз. Надо не только уметь контролировать свои эмоции, но и внимательно следить за мимикой противника (или даже противникОВ, если идёт игра в карты). Наверняка вам встречался знаменитый идиоматический термин покерфейс (poker face). Так называют нейтральное выражение лица, не выражающее никаких эмоций. Очень важно, чтобы на этом бесстрастном покерфейсе не проявлялось никаких испарин, покраснений или бледности.

У меня в школьные годы был приятель Серёга, который в случае своих игорных косяков, а тем паче чувствуя близкий проигрыш, покрывался красными пятнами. И как только я замечал, что лицо Серёги пылает аки алый мак, то понимал – моя победа близка… К чему я это всё вам рассказал?... Как вступление к одной интересной истории.

Весной 1951 года в Москве за мировую шахматную корону сражались действующий чемпион мира Михаил Ботвинник и двукратный чемпион СССР Давид Бронштейн. Игра в том драматическом матче шла на равных. Ничья следовала за ничьёй. До самой последней партии матча было не ясно кто будет чемпионом мира...

 

Суббота, 16 сентября 2023 17:52

Замминистра культуры, бывший король

Весной 1954 года Николай Павлович Охлопков – Народный артист СССР, шестикратный лауреат Сталинской премии и главный режиссёр Московского театра имени Маяковского, был назначен заместителем Министра культуры Советского Союза. Удивительный факт – он стал первым представителем художественной интеллигенции на столь высоком посту.

Спустя некоторое время после назначения один из его друзей спросил Охлопкова: – Скажи, Коля, а как ты справляешься с новой для тебя ролью заместителя министра?

Николай Павлович рассмеялся и ответил на вопрос о новой для него роли так: – Чудак-человек! Я же королей играл!

Тема свежего выпуска интернет-журнала «ПЗ» – интересные истории из мира театра и кино:
Случай на «Ревизоре»
Я сопротивлялась ему... И он меня убил!
Байки о Сергее Мозалевском
Секрет прогулок Юрия Никулина с собакой в пять часов утра
Как усатый нянь нашёл подход к маленьким бармалейчикам
Вячеслав Почечуев – создатель советской машины времени

Режиссёр Леонид Гайдай перед съёмками своей знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» обратился в конструкторское бюро одного из научных институтов с заданием разработать макет «машины времени» для фильма. Целых полгода специалисты бюро колдовали над «изобретением» и разродились проектом чуть ли не настоящего космического корабля. Главный герой картины – одиночка-изобретатель Шурик – даже в самых смелых своих мечтах не смог бы приблизиться к такому техническому совершенству. Да и габариты того агрегата не вписывались в московскую квартиру Шурика. Требовалось принципиально новое решение.

Сроки уже поджимали, съёмки подходили к концу, а в то же самое время режиссёр никак не мог «отправить» одного Ивана Васильевича в прошлое, а другого Иоанна Васильевича в наше время. И тут Гайдаю посоветовали: «Есть на Мосфильме такой специалист по фамилии Почечуев». В ту пору Вячеслав Почечуев работал художником-скульптором в кинофильме «Руслан и Людмила», и молва о нём шла по «Мосфильму» как о мастере на все руки: и лес сказочный сотворит, и чертоги Черномора.

Переговоры велись на равных. Гайдай был на мели из-за дефицита времени. Почечуев – из-за дефицита денег. И уже через два дня перед отчаявшимся режиссёром лёг новый проект. Вячеслав принёс большой лист ватмана, на котором углем было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, рычаги, кнопки, лампочки, шарики, пружины, шланги и провода! Сплошная научно-фантастическая абстракция и невиданное нахальство. Съёмочная группа онемела. Съёмки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен. Потому, что ему надо было кормить семью. И Гайдай сдался, другого «изобретателя» больше искать не стал...

Когда режиссёр Владимир Грамматиков решил снимать музыкальную комедию «Усатый нянь», он столкнулся с большой проблемой – с выбором актёра на главную роль воспитателя детского сада Кеши Четвергова. Ведь это должен был быть не просто молодой актёр, умеющий петь и играть на гитаре. Главное – он должен был уметь идти на контакт с детьми. Вот только такие артисты режиссёру всё никак не попадались, и он уже был почти в панике.

Вот как Владимир Александрович Грамматиков рассказывал о тех днях: «Дети у меня уже отобраны были – 18 бармалейчиков в возрасте от трёх с половиной лет, и они ждали жертву. Я им говорил: «К вам придёт дядя-артист, он должен с вами контакт установить. Вы делайте всё, что хотите, а он должен с вами как-то справиться». Вот так они жертву за жертвой и убирали. И вдруг пришёл Сережа Проханов. Я его знать не знал: он только окончил институт. Спрашивает меня: «Вы, я слышал, ищете главного героя?» Я говорю: «Не то, чтобы ищу, я уже в панике, мне снимать через три недели, а его нет». А он такой: «Можете не искать, это я». Я отвёл его в комнату, где ждали дети, а сам туда не захожу – мне с ними ещё три месяца работать! Серёжа зашёл, а дальше всё как обычно: визг, крик, топотушки, ор. Вдруг – тишина… Я думаю: «Так, доэкспериментировался…»

Во время съёмок фильма «Ко мне, Мухтар!» Юрию Никулину – исполнителю главной роли милиционера Николая Глазычева, нужно было найти общий язык с овчаркой по кличке Дейк. Этот пёс играл главную собачью роль в киноленте – отважного Мухтара.  

Хозяин собаки, инженер из Киева Михаил Давидович Длигач, во время знакомства с Никулиным обратился к артисту с необычной просьбой: – Я прошу, чтобы вы называли меня просто Мишей. А я вас – Юрой. Нужно об этом договориться сразу. И не потому, что я хочу быть с вами на короткой ноге. Это нужно для Дейка. Поэтому будем на «ты». Дейк сразу должен узнать твоё имя. Юрий Владимирович – слишком длинно, ему трудно будет запомнить.

Так они и порешили – стали называть друг друга по имени. Пёс, названный в честь фламандского художника Ван Дейка, вместе со своим хозяином поселился на квартире Никулиных, где и жил там вплоть до окончания съёмочного процесса.

Суббота, 16 сентября 2023 17:29

Байки о Сергее Мозалевском

Актёр Сергей Александрович Мозалевский был ветераном МХАТа (Московского Художественного академического театра). Мозалевский прослужил в знаменитом столичном храме Мельпомены со дня его открытия в 1898 году и до 1950 года. Шутка ли – 52 года на одном рабочем месте. Крайне редкий пример преданного и любовного отношения к своему делу.

Удивительный факт: малоизвестный широкой публике артист знаменитого МХАТа Сергей Мозалевский страшно шепелявил. Поэтому все полвека своей театральной деятельности он простоял в массовке. Без единого слова. Под конец своей жизни он превратился в памятник самому себе – ещё бы столько лет безупречной службы! И всё время стоя и молча. В день празднования 50-летия МХАТа на сцену вышли только два артиста, которые участвовали в самом первом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»: премьерша Ольга Книппер-Чехова и вечный бессловесный массовщик Сергей Мозалевский.

В те времена вышла мемуарная книга генерала Алексея Игнатьева «50 лет в строю». Мхатовские шутники говорили, что Мозалевский тоже пишет книгу, которая будет называться «50 лет стою»... Ну, книгу – не книгу, а кое-что вольготное профессиональный статист стал себе позволять... Однажды режиссёр Владимир Немирович-Данченко, настоятельно требовавший досконального знания каждым актёром биографии своего персонажа, увидел, как Мозалевский со скучным лицом переминается с ноги на ногу в толпе гостей в доме Фамусова. Режиссёр вспылил и накинулся на артиста: – Почему вы пустой, Мозалевский? Почему я не чувствую вашей биографии? Кто ваши родители, где вы родились, с чем пришли сюда?...

Суббота, 16 сентября 2023 17:24

Я сопротивлялась ему... И он меня убил!

В театрах регулярно случаются досадные ляпы с озвучкой выстрелов дуэльных пистолетов и прочего огнестрельного оружия. Осечки у реквизиторов нервируют актёров, выжигают нервы режиссёрам и забавляют зрителей. А иногда ляпы происходят с такими вещами, которые по природе своей НЕ могут давать осечек. Предлагаю вашему вниманию заметку о промахе с занавесом, который случился после рокового удара кинжалом.

В 30-х годах XIX века по всей Франции с неизменным триумфом ставилась пьеса Александра Дюма-отца «Антони». Сам автор утверждал, что «Антони – это не драма, не трагедия, а сцена любви, ревности и гнева». Любовь, ревность и гнев в этом спектакле приводят к тому, что в его конце главный герой по имени Антони закалывает кинжалом свою возлюбленную Адель. Финальная реплика невольного убийцы «Она сопротивлялась мне. И я убил её!» сопровождалась вздохами, рыданиями и потоками женских слёз в зрительном зале. Эта фраза стала знаменитой в театральной среде Франции.

И вот как-то раз один парижский театр давал эту пьесу в провинциальном городе Руане. В самом конце спектакля Антони нанёс своей любовнице роковой удар кинжалом, Адель замертво упала в кресло, в глубине сцены распахнулась дверь и к месту трагической развязки устремился муж «убитой» – полковник д'Эрвэ. Он воскликнул: – Негодяй!.. Что я вижу!.. Адель!.. Мёртвая!...

Суббота, 16 сентября 2023 17:21

Случай на «Ревизоре»

Онлайн-журнал «Театрал» рассказал забавную ретро-историю из культурной жизни южного города Таганрога.

20-го мая 1848 года зрительный зал городского театра был переполнен. Давали гоголевского «Ревизора». Едва закончился первый акт, на сцену взбежал настоящий местный городничий и стал кричать: «Кто написал этот пасквиль? Всех в тюрьму упрячу! Не позволю продолжать!»... А ведь городничий вполне себе мог это позволить – прекратить, запретить и упрятать! Очень, между прочим, крутая и всевластная у него была должность. Сейчас мало кто знает, что городничий – это не только глава городской администрации, но также и начальник всей полицейской власти с широчайшими полномочиями, в том числе судебными. Поэтому неудивительно что, увидев грозного градоначальника, актёры на сцене застыли в недоумении. Один из артистов пытался объяснить, что пьеса написана известным писателем Гоголем, что она разрешена цензурой, что её представляют в обеих столицах, и в доказательство даже показал книгу с напечатанным «Ревизором»… Однако чиновник не унимался и продолжал гневно орать: «Врёте! Это сговор против меня!»...

Эту историю можно было бы назвать курьёзной, если бы не её драматический финал. Скорее уж тут более уместно такое вот определение – редкостное, нелепое, досадное и трагическое происшествие.

Осенью 1944 года американская подводная лодка «Танг» вела охоту за японскими конвоями и в октябре оказалась в Формозском проливе. Это тот самый пролив между материковым Китаем и островом Тайвань, в котором в наши дни возникает напряжённость международных отношений. А в те времена в том регионе была не напряжённость, а самая настоящая война – с отправкой на дно морское вражеских судов и кораблей.

Американской субмарине «Танг» необычайно везло и у командира подводного корабля Ричарда О’Кейна были весьма веские причины гордиться собой и своим экипажем. 23-го октября 1944 года они атаковали японский конвой и уничтожили три танкера и два транспортных судна. Вечером 24-го октября была одержана ещё одна победа – взорваны торпедами два крупных судна – «Коген Мару» и «Мацумото Мару»а также повреждён один из военных кораблей эскорта. Это довело число судов, потопленных и повреждённых лодкой «Танг» за её восьмимесячную боевую службу до 33 единиц. Ни одна субмарина военно-морских сил США не могла похвастаться таким достижением, как, впрочем, и никакой другой американский корабль тоже. Рекордный результат «Танга» является самым успешным показателем среди всех подводных лодок Соединенных Штатов Америки за всю их историю.

Страница 15 из 187