Материалы отфильтрованы по дате: Понедельник, 09 ноября 2020

Сначала анекдот. В качестве вступления.Во времена СССР в один колхоз приехал лектор с докладом о космосе и развитии советской космонавтики. Народу в местный клуб набилась тьма! Не протолкнуться, не продохнуть. Кто-то пришёл из интереса, кто-то от нечего делать, а кого-то и начальство загнало. Лекция длилась долго. Почти два часа учёный человек распинался перед колхозниками. Начал с Циолковского, удивил размерами вселенной и гигантскими расстояниями до звёзд, поведал чем 2-я космическая скорость отличается от 1-й, рассказал об успехах советского ракетостроения и нашем соперничестве с американцами, про собачек Белку и Стрелку упомянул, о полёте Гагарина подробно сообщил, а вот о Королёве коротенько – ибо государственная тайна, ну и закончил мечтами о межгалактических полётах с помощью фотонных двигателей. Мудрёная лекция сопровождалась рисунками, графиками и слайдами для лучшей усвояемости. Закончил своё выступление лектор, умаялся, вытер пот со лба, выдул стакан воды дабы пересохшее горло промочить, прокашлялся и спрашивает у народа: – Ну, дорогие товарищи, у кого-нибудь есть вопросы?

Тут какой-то древний дед резво вытянул руку, встал и с хитрым прищуром говорит: – Ракеты, Гагарин, кнопочки, рычажки, лампочки… это всё понятно. Вот скажи нам, мил человек, ты ведь конфекты карамельки кушаешь?... Ась?... Ишь-ты, кушаешь… И мы их тоже сильно полюбляем… Так вот у меня к тебе, учёная ты голова, вопрос: ответь нам как туды, в карамельки энти, во внутрь повидло запихивають?

Могу предположить, что анекдот этот родился из действительного случая. В реальной жизни нечто подобное произошло с выдающимся советским музыковедом, публицистом, филологом, профессором консерватории, театральным и музыкальным критиком Иваном Ивановичем Соллертинским.

Опубликовано в Истории

Знаменитый врач-психиатр Пётр Петрович Кащенко в самом начале XX-го века считался человеком неблагонадёжным и до революционного 1917 года находился под негласным надзором полиции и жандармерии. Ещё в студенческие годы он организовал в Московском университете политический кружок, где читал возмутительную литературу о том, что Россия может прожить без царя, за что был выслан в Ставрополь.

Затем уездный доктор Кащенко написал статью о том, что Россия очень большая, а землицы у крестьян очень мало, и за эти возмутительные намёки угодил в Нижний Новгород с запретом практиковать в столицах империи.

За годы работы в Нижегородской губернии Пётр Кащенко проявил себя как активный организатор и смелый новатор в области лечения психических больных. Он выдвинул и (самое главное) реализовал ряд прогрессивных идей. Имя Петра Петровича Кащенко стало широко известно в медицинских кругах страны и даже за её пределами.

 

Опубликовано в Истории
Понедельник, 09 ноября 2020 14:42

Фёдор Шаляпин и итальянские клакёры

Знаете ли вы, кто такие клакёры? Если ещё нет, то сейчас узнаете.

О-о-о, это были чрезвычайно влиятельные в театральном мире люди. Обычно полезные, но иногда и крайне опасные. В Западной Европе, начиная со времён Возрождения, и вплоть до середины XX столетия клакёры могли поддержать самый заурядный спектакль или наоборот – провалить гениальный. Всё зависело от суммы вознаграждения, а также от того, чья именно сторона оплатила их услуги. Клакёры – это своеобразная театральная мафия. Интеллигентная такая. Без насилия и кровопролитий.

Слово «клакёр» (claqueur) – французского происхождения. Оно означает буквально «хлопанье» и происходит от claque – хлопок ладонью. То есть, клакёры – это нанятые за деньги подставные зрители, которые бурно аплодировали и кричали «Браво!» во время театральных постановок. Для того чтобы создать искусственный успех отдельного артиста или целого спектакля. Услугами клакёров активно пользовались антрепренёры, драматурги и самолюбивые актёры. А во время уличных митингов хлопальщиков-кричальщиков нанимали политики и ораторы.

 

Опубликовано в Истории
Понедельник, 09 ноября 2020 14:19

Розыгрыш Фёдора Шаляпина с арбузом

Даровитый русский живописец и театральный художник Константин Алексеевич Коровин обладал ещё и незаурядным литературным талантом. В конце жизни он написал мемуары о своём старинном близком друге, которого неоднократно изображал на своих полотнах. Книга называется «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь».

В череде очень интересных воспоминаний о великом оперном артисте есть один забавный фрагмент о том, как однажды Шаляпин с помощью арбуза и свечки устроил розыгрыш, который сначала привёл к большому переполоху, а потом закончился долгим весельем. Шутки шутить Фёдор Шаляпин решил над Сергеем Обуховым – статским советником и управляющим Московской конторой Императорских театров. Это был весьма уважаемый человек, в прошлом тоже оперный певец.

Сначала Шаляпин пришёл в гости к своему другу, художнику Коровину, принёс арбуз и… вместо того, чтобы его съесть вместе с приятелем, попросил у того краски и кисточку. Константин Коровин выполнил просьбу и через некоторое время арбуз был выкрашен и обрёл вид тёмного шара...

Опубликовано в Истории