Материалы отфильтрованы по дате: Пятница, 22 сентября 2017

Пятница, 22 сентября 2017 15:08

Как появилось слово «гопник»

Знаете ли вы, как появилось и откуда пошло чисто питерское слово «гопник»? Если нет, то сейчас расскажу.

Впервые это слово я услышал в 1984 году в Ленинграде. Его произнёс невзрачного вида паренёк небольшого росточка. Он был страшно худым, ужасно прыщавым, и каким-то измождённо-печальным. Он так и сказал про себя самого: «Я – гопник!».

И сказано это было с такой грустной интонацией, что я расчувствовался. Не зная смысла этого хулиганского слова, я подумал, что гопник – это такой больной человек. Ну, по аналогии с астматиком или диабетиком. Вот такой мне, наивному провинциальному юноше, попался совершенно не борзый ленинградский гопарь. Если бы он был более дерзким, попытался бы у меня отжать деньги, или хотя бы спросил: «Ты с какого района?» или «Ты кто такой по жизни?», вот тогда бы я врубился кто такой гопник.

Опубликовано в Истории
Пятница, 22 сентября 2017 15:00

Столыпин и детина с дубиной

Вы слышали историю о том, как Пётр Аркадьевич Столыпин с помощью доброго слова остановил злые намерения?

Когда в Российской Империи началась революция 1905 года, будущий премьер-министр Пётр Столыпин занимал должность саратовского губернатора. Саратов, как и многие другие крупные города, захлестнули революционные события. В ту пору губернаторов и прочих царских чиновников расстреливали как куропаток. Или взрывали. И в этой обстановке Столыпин безоружным и без какой-либо охраны входил в центр бушевавших толп. При общении с разгневанным народом он проявлял редкое мужество и бесстрашие.

Приведу один характерный пример.

Опубликовано в Истории
Пятница, 22 сентября 2017 14:30

Стейниц – русский шпион

Можно ли обвинить великого шахматного гроссмейстера в работе на зарубежные спецслужбы? Что он может сдать противнику, какие секреты? Количество клеток на игровой доске? Тайну воинственной сицилианской защиты или засекреченные сведения о производстве шахматных фигур королей и ферзей? Однако, обвинить можно. Был такой случай.

Первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц однажды в конце XIX века провёл интересный матч из двух партий с тогдашним чемпионом Российской Империи Михаилом Ивановичем Чигориным. Это был очень необычный матч. Во-первых, он был неофициальным, внетурнирным, так сказать, «товарищеским». И во-вторых, проводился он дистанционно между Штатами и Россией – по телеграфу.

По телеграфу – это почти так же, как в наши дни по Интернету, но только значительно медленнее. Шахматисты неспешно прогуливались на почту, получали там странную телеграмму с шифровкой типа Е2-Е4, не торопясь возвращались домой, на шахматной доске проводили изменения согласно полученному сообщению, долго думали, совершали ответный ход и снова шли на почту – давать загадочную телеграмму типа С7-С6.

Опубликовано в Истории
Пятница, 22 сентября 2017 14:09

Государство – это я!

Знаете ли вы, кто произнёс известную историческую фразу: «Государство – это я!»? Если нет, то сейчас расскажу. Но начну немного издалека.

Во Франции в середине XVII века прошёл целый ряд антиправительственных смут, вошедших в историю под названием Фронда. Фактически это была гражданская война. Население Парижа взбунтовалось и построило на улицах города около тысячи двухсот баррикад.

Кто-то пустил слух, что Королева-мать (знаменитая Анна Австрийская) с малолетним сыном Людовиком покинули Париж, и теперь начнут осаду мятежного города. На самом деле Анна Австрийская вместе с сыном никуда не уезжали, они оказались запертыми в Пале-Рояльском дворце, который был заблокирован целой системой баррикад на соседних улицах.

 

Опубликовано в Истории
Пятница, 22 сентября 2017 13:57

Сентябрейший государь

Разбираетесь ли вы в царских, монарших и придворных титулах? Я – нет. Только в общих чертах. Ну, к примеру, Николай I – император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая. А вот что именно «и прочая», кто там при дворе был светлейшим, а кто августейшим – тут надобно заглядывать в справочники и энциклопедии.

В XIX веке один простой провинциальный помещик, совершенно далекий от столичной светской жизни, захотел определить своего сына в какое-нибудь учебное заведение. Но он не знал, как правильно составить прошение на имя самодержца всероссийского. И, главное, как правильно титуловать императора.  После долгих раздумий он вспомнил, что однажды как-то держал в руках газету и государя в ней называли "Августейшим". Но так как на дворе стоял сентябрь, то простак взял и написал "Сентябрейший государь".

Прочитав этот редкий титул, Николай I рассмеялся и приказал принять сына помещика и хорошо его учить. Чтобы не был таким дураком, как его отец.

Опубликовано в Истории